koob.ru

Столяров А.А.. Книги онлайн

Столяров А.А.

Александр Арнольдович Столяров (12 октября 1953, Москва) — российский философ, специалист в области истории античной и средневековой философии, переводчик. Доктор философских наук (1997).

Окончил исторический факультет МГУ (1975), выпускник кафедры истории древнего мира.

С 1976 года работает в ИФ АН СССР (РАН), с 1997 года ведущий научный сотрудник сектора истории западной философии.

Кандидат философских наук (1983), диссертация «Проблемы свободы воли в раннесредневековой философии: Аврелий Августин» (ИФ АН СССР). Докторская диссертация «Философия стоической школы: основные проблемы становления и эволюции» (ИФ РАН).

Автор книг и статей.

Книги (5)

Фрагменты ранних стоиков. Том 1
Раздел: Философия

Тексты ранних стоиков в их совокупности и системной упорядоченности до сих пор остаются практически не известными русской аудитории.

Причина тому — ни одно сочинение основателей Стои не сохранилось в сколько-нибудь полном виде (то же самое относится ко всему периоду между Хрисиппом и Сенекой). Если сочинения поздних стоиков обильно издавались с конца XV в., то Ранняя Стоя всерьез была oткpытa только в XIX в. благодаря начавшемуся исследованию текстов. Преимущественно усилиями немецких ученых (Г.Вайгольдт, Э.Велльман, Э.Целлер, Г.Дильс, А.Пирсон) начал складываться небольшой (по сравнению с текстами Хрисиппа) корпус фрагментов Зенона и Клеанфа. На этой благодатной почве выросло собрание фрагментов фон Арнима, которое было издано почти сто лет тому назад и до сих пор остается незаменимым при работе с текстами Ранней Стои.

Собрание фон Арнима представляет собой полный и универсальный корпус раннестоических текстов от Зенона до учеников Хрисиппа включительно. Данный перевод корпуса известным специалистом по античности А.А. Столяровым можно считать первой попыткой познакомить отечественного читателя с классическим корпусом фон Арнима.

Фрагменты ранних стоиков. Том 2. Часть 1
Раздел: Философия

Второй том посвящен исключительно Хрисиппу.

Задача «монографического» собрания фрагментов Хрисиппа — объединить материалы, служащие основой для реконструирования «нормы» стоического учения. Следует учесть, что тематика второго тома не просто «канонически» воспроизводит основные теоретические разделы учений первого тома, но позволяет выделить множество мелких подразделов, что невозможно было сделать в первом томе по причине скудности доксографических материалов.

При подготовке настоящего издания в силу целого ряда обстоятельств было сочтено целесообразным разделить второй том «Фрагментов ранних стоиков» (который по объему более чем вдвое превосходит первый том) на две приблизительно равные части.

Первая часть второго тома корпуса фон Арнима, представляемая вниманию читателя, содержит свидетельства о жизни Хрисиппа, все логические фрагменты и часть физических.

Фрагменты ранних стоиков. Том 2. Часть 2
Раздел: Философия

Второй том посвящен исключительно Хрисиппу.

Задача «монографического» собрания фрагментов Хрисиппа — объединить материалы, служащие основой для реконструирования «нормы» стоического учения. Следует учесть, что тематика второго тома не просто «канонически» воспроизводит основные теоретические разделы учений первого тома, но позволяет выделить множество мелких подразделов, что невозможно было сделать в первом томе по причине скудности доксографических материалов.

При подготовке настоящего издания в силу целого ряда обстоятельств было сочтено целесообразным разделить второй том «Фрагментов ранних стоиков» (который по объему более чем вдвое превосходит первый том) на две приблизительно равные части.

Вторая часть второго тома «Фрагменты ранних стоиков» содержит основной корпус физических фрагментов Хрисиппа из Сол и справочные таблицы ко второму тому в целом. Нумерация фрагментов и разделов продолжает нумерацию первой части второго тома.

Фрагменты ранних стоиков. Том 3. Часть 1
Раздел: Философия

Этика — кульминация учения Стои, та ее цель, на которую «работают» и логика, и физика.

Эта часть была разработана в школе самым тщательным образом. Оригинальность стоической этики вне сомнений, хотя в ней отчетливо заметны пункты соприкосновения с платонической и кинической этикой и терминологические заимствования (в основном у Аристотеля). Нормативным следует, видимо, считать деление на 9 частей у Диогена Лаэртия (VII 84 = SVF 1 178; III 1): 1) о влечении (импульсе), 2) о благе и зле, 3) о страстях, 4) о добродетели, 5) о конечной цели, 6) о первичной склонности, 7) о поступках, 8) о надлежащем и 9) о том, что ему сопутствует или препятствует. Иной порядок реконструкции этического учения у стоиков дает А.Столяров (который не во всем согласен с Арнимом), он приблизительно таков: «природные» основы (учение о «первичной склонности») — сфера «первичного по природе» — природа блага (основы аксиологии) — конечная цель — принцип долженствования — добродетели и их классификация — страсти (пороки) и принцип их преодоления — нравственный идеал (мудрец) — практические предписания. Стобей (Эклоги 11 7, 5 сл.) предлагает в большинстве отношений корректное изложение основ этики в таком порядке: 1) благо, зло и безразличное, 2) добродетели и их классификация, 3) надлежащее и влечения, 4) страсти. При подготовке данного тома корпуса Арнима А.Столяров посчитал целесообразным вновь, как и в предыдущем втором томе, разделить его на две части. В первую часть, представляемую вашему вниманию, входят этические фрагменты Хрисиппа.

Фрагменты ранних стоиков. Том 3. Часть 2
Раздел: Философия

Этот заключительный полутом открывают фрагменты прямых преемников Хрисиппа и близких к ним по времени носителей стоической традиции, предшественников Средней Стой. Добавлен ряд текстов, по неизвестным причинам не учтенных Арнимом; дополнительные фрагменты (их немного) и подразделы отмечены звездочкой.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться