koob.ru

Тасалов В.И.. Книги онлайн

Тасалов В.И.

Владимир Ильич Тасалов (12 января 1929 — 3 января 2012) — доктор искусствоведения.

Родился в многодетной семье слесаря в г. Баку, где и прошли его детство и учеба в средней школе. Окончив в 1947 году школу с золотой медалью, отправился в Москву участвовать в соревнованиях планеристов — он с детства стремился в небо и мечтал стать летчиком. Затем попытался поступить в Московский авиационный институт, но не прошел медицинскую комиссию по зрению. Тогда он поступает в Московский архитектурный институт, и в этом престижном учебном заведении определились научные интересы молодого студента в области философии и искусства.

В 1952 успешно сдает приемные экзамены комиссии во главе с И.Э. Грабарем и зачисляется аспирантом сектора эстетики Института истории искусств АН СССР. Работал в Институте научным сотрудником сектора эстетики. В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию и докторскую — в 1979 году (обе — по искусствоведению).

С 1966 по 1992 год работал в должности старшего научного сотрудника, затем — заведующим вновь созданного Отдела комплексных проблем искусствознания. Результаты творческой эволюции В.И. Тасалова представлены в его многочисленных статьях и книгах.

Книги (2)

Сквозь магический кристалл искусства
Раздел: Искусство

Работа является сокращенным изложением антропологических, социальных и индивидуально-творческих предпосылок владения чело­веком-художником неповторимой «магией» уникального только для него способа деформации и гармонического соподчинения элементов создаваемого им экспрессивно художественного целого. Она начинается с разрозненных цитат, после которых вступает в силу аргументация философии истории и антропогенеза.

Исследуются взгляды Тейяра де Шардена, В. Вернадского, П. Флоренского. За ними следует анализ С. Эйзенштейном феноменов пафоса и художественного экстаза в творчестве Эль-Греко и Пиранези. Бурное послеренессансное развитие концертно-театральной музыки, оперы, балета, а также эволюция живописи до импрессионизма и постимпрессионизма рассматриваются с упором на точечно-комбинаторную экспрессию. Заключительная глава посвящена эстетике пуантилизма с примерами из живописи и поэзии ХХ столетия.

Эстетика техницизма. Критический очерк
Раздел: Философия

В течение последнего полувека, а особенно за последние 20-30 лет в буржуазной философии на одно из первых мест выдвинулось направление, идейным содержанием которого является культ техники как главной мировоззренческой и культурной ценности современной эпохи. «Техницизм — новая философия современности», «техника как символ совершенства и прообраз социальной организованности», «техника как чистое искусство» — таковы типичные лозунги этого направления.

Для всей буржуазной философии XX века характерно, как известно, стремление к обоснованию всяческого рода утилитаристских, «практических» философий, ставящих в центр своего истолкования действительности такие понятия, как «опыт», «функция», «существование», «польза» и т.д. В техницистском мировоззрении этот утилитаризм принимает свою особую, «индустриальную» окраску. Сознательно противопоставляя себя любым прошлым и настоящим философским теориям, техницизм почти полностью выбрасывает из сферы своих интересов традиционную философскую проблематику: отношение материи и сознания, бытия и мышления, проблемы логики, диалектики, теории познания и другие. Он есть именно философия техники как таковой, своеобразная попытка подменить техникой, поднятой до универсального мировоззренческого значения, всю эту «старую» сумму вопросов.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться