koob.ru

Токарский А.А.. Книги онлайн

Токарский А.А.

Ардалион Ардалионович Токарский (17 [30] ноября 1859, Баланда — 21 июля 1901, Москва) — российский психиатр, психолог и гипнолог, доктор медицины. Один из основоположников экспериментальной психологии в России.

В 1880 году окончил Саратовскую гимназию и поступил в Дерптский университет. Через год перевёлся в Московский императорский университет, который окончил в 1885 году. После окончания университета работал в лаборатории нервных и душевных болезней под руководством А.Я. Кожевникова. В 1886 году А.А. Токарский, по личному приглашению С.С. Корсакова, работал помощником директора в частной лечебнице для душевнобольных, основанной М. Ф. Беккер. В 1887 году А. А. Токарский получил должность ординатора в психиатрической клинике Московского университета, а в 1895 году становится директором данного учреждения.

С 1889 по 1892 г.г. А.А. Токарский находился за границей, где проходил стажировку у Г. Гельмгольца, В. Вундта, Ж.М. Шарко, И. Бернхейма. В 1893 году представил как диссертацию 2-е издание работы «Мерячение и болезнь судорожных подергиваний». В 1895 году становится приват-доцентом медицинского факультета Московского университета. А.А. Токарский первым в России начал преподавать экспериментальную психологию и психотерапию, а также два новых курса — Физиологическую психологию с упражнениями по психометрии и Терапевтическое применение гипноза.

В 1897 году А.А. Токарский, совместно с П.П. Стрельцовым, приобретают частную лечебницу М.Ф. Беккер. При психиатрической клинике была организована психологическая лаборатория. Токарский первым ввёл показ лабораторных экспериментов и гипноза. На свои средства издавал журнал «Записки лаборатории». В 1900 году, совместно с А.А. Яковлевым, Токарский основывает санаторий для нервно- и душевнобольных, внеся тем самым вклад в развитие психогигиены.

А.А. Токарский занимал позицию материалистического детерминизма, был последователем И.М. Сеченова, рассматривая психическую жизнь как совокупность рефлексов головного мозга. Разрабатывал проблемы гипноза и внушения. Гипноз он считал видом физиологического сна и объяснял искаженные восприятия расстройством ассоциаций. В вопросе о свободе воли следовал Сеченову, не признавая в ней свободного начала, независимого от внешних воздействий.

В 1900 году А.А. Токарский последний раз выступил на международном конгрессе — с докладом о результатах применения гипноза в лечении алкоголизма.

21 июля 1901 года А.А. Токарский скончался в Москве после продолжительной болезни. Был похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря, рядом с С.С. Корсаковым.

Токарский А.А. на видео

Книги (10)

Гипнотизм в педагогии
Раздел: Гипноз

Когда в течение последних лет гипнотические явления привлекли к себе внимание большого числа ученых и сведения о них стали распространяться в публике, многие были просто испуганы...

К вопросу об ассоциациях идей

Статья посвящена учению об ассоциациях. Токарский говорит, что «Все существующие ассоциации ... разделяются на две большие группы: на ассоциации по сходству и ассоциации по смежности. Ассоциации по сходству называются еще внутренними ассоциациями, а ассоциации по смежности — внешними ассоциациями». Автор, для того чтобы раскрыть все разнообразие форм, в которых ассоциации могут возникнуть, обращается сначала к изучению физиологических условий их происхождения

О глупости

По мнению автора статьи, «Определение понятия глупости представляет чрезвычайно большой психологической интерес. Формы, в которых выражается глупость, так разнообразны, что их можно назвать неисчислимыми, и чтобы обнять все случаи проявления глупости, надо бы обнять все существующее и все прошедшее, так как история человечества есть в такой же, если не в большей, мере история глупости, как и история гениальности». Токарский обращается к произведению Эразма Ротердамского «Похвала глупости», а затем делает попытку дать собственное определение глупости.

О темпераменте

Статья Токарского А.А. «О темпераменте» была опубликована в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1896 году, № 31.

Очерки из истории мысли
Раздел: Философия

Статья Токарского А.А. «Очерки из истории мысли» была опубликована в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1890 году, № 2.

Происхождение и развитие нравственных чувств

Статья Токарского А.А. «Происхождение и развитие нравственных чувств» была опубликована в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1895 году, № 26.

Психические эпидемии
Раздел: Психиатрия

К понятию «психические эпидемии» автор относит «разного рода народные волнения, какими бы мотивами они ни были вызваны и как бы велика ни была их продолжительность и распространенность, некоторые религиозные движения, ..., равно как явления, вызванные паникой и продолжающиеся всего несколько минут...» Токарский делает психологический анализ «психических эпидемий», причин, которыми они могут быть вызваны, их основных элементов. Полемизируя со сторонниками теории преступной толпы, Токарский указывал, что столь частые примеры разрушительных действий толпы вызываются не столько ее внутренними свойствами (повышение способности к «психическим контагиям», заразительность и т.д.), сколько теми идеями, которые овладевают большими массами людей и всецело подчиняют себе их деятельность.

Сознание и воля

Статья Токарского А.А. «Сознание и воля» была опубликована в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1894 году, № 24.

Страх смерти

В статье Токарский обращается «к числу таких смущающих нас вопросов», как «вопрос о смерти, соединяющийся для нас с особым чувством, которое справедливо называется страхом».

По мнению Токарского страх смерти социален, он есть, грубо говоря, сама идея смерти. «Страх смерти, — писал А.А. Токарский, — без идеи смерти невозможен, и в то же время совсем нельзя утверждать, что всякий страх заключает в себе, хотя в зачаточном состоянии, идею погибели. Сочетание чувства страха с идеей погибели есть факт человеческого сознания, и, следовательно, мы напрасно будем искать его в сфере инстинктов».

«Заклинание со стрелой» тибетских лам
Раздел: Разное

«Заклинание со стрелой употребляется в тех случаях, где требуется что-нибудь отыскать, потерянную или пропавшую вещь преимущественно. Оно заключается в том, что лама дает кому-нибудь из желающих стрелу и после некоторых незначительных приготовлений начинает произносить заклинательную молитву». Автор статьи видел это заклинание в 1889 году в Кяхте (город в Бурятии), он рассказывает об увиденном, а затем анализирует, пытаясь ответить на вопросы: «Какое отношения имеют описанные явления к гипнотизму?», «Не видим ли мы здесь очевидного влияния целого ряда косвенных внушений, которые играют такую важную роль в гипнотизме?»

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться