koob.ru

Иларион (Троицкий). Книги онлайн

Иларион (Троицкий)

Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий, 13 (25) сентября 1886, село Липицы, Каширский уезд, Тульская губерния, ныне Серпуховского района Московской области — 28 декабря 1929, Ленинград) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Верейский, богослов, проповедник, духовный писатель.

Прославлен в лике святых Русской православной церкви заграницей в 1981 году. Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 1999 году.

Родился в семье священника. Осознавал себя русским православным человеком, потомком древнего славянского племени вятичей. Рано изучил церковнославянский язык, в возрасте пяти лет уже читал в храме часы и шестопсалмие.

Обучался в Тульском духовном училище (выпуск 1900 года) и Тульской духовной семинарии (1906); затем поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия за сочинение «История догмата о Церкви». Был лучшим по успеваемости студентом за последние 50 лет существования Академии.

С августа 1911 года преподавал в академии Священное Писание Нового Завета. В декабре 1912 года защитил диссертацию на степень магистра богословия по теме «Очерки из истории догмата о Церкви», которая была удостоена Макарьевской премии за 1912–1913 годы. В январе 1913 года был утверждён в должности доцента; 28 марта 1913 года пострижен в монашество с именем Иларион; с 11 апреля — иеродиакон, с 2 июня — иеромонах, с 5 июля — архимандрит. С декабря 1913 года — экстраординарный профессор Священного Писания Нового Завета Московской академии. С мая 1913-го — инспектор академии, в мае — сентябре 1917 года — исполняющий обязанности ректора академии.

Основные богословские работы посвящены учению о Церкви. Концепция церкви, предложенная святителем, опирается на Священное Писание и учение святых отцов, причём святоотеческие представления пережиты им изнутри. Упрекал русскую интеллигенцию в отрыве от Церкви и русских корней благодаря насаждению западноевропейских культуры, образования и воспитания с петровских времён.

22 марта 1922 года был арестован, в июне выслан в Архангельск на год. В 1923 году вернулся из ссылки, возведён в сан архиепископа.

Осенью 1929 года его вновь осудили — к трём годам ссылки в Среднюю Азию.

Был отправлен в Среднюю Азию по этапу — от одной пересыльной тюрьмы к другой. В дороге заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключённых. Без вещей (в пути его обокрали), в одном рубище, кишащем насекомыми, в горячке его привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Через день тяжело больной владыка был отправлен в больницу (куда был вынужден идти пешком), где скончался через несколько дней. В бреду говорил: «Вот теперь я совсем свободен!» Врач, присутствовавший при его кончине, был свидетелем того, как владыка благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним.

Иларион (Троицкий) на видео

Книги (4)

Преображение души

В книге представлены главные труды выдающегося русского мыслителя, богослова и духовного писателя, священномученика архиепископа Илариона (Троицкого).

В своих трудах он выносит суровый приговор западной цивилизации, развитие которой ведет человечество прямой дорогой в ад, разрушает в людях все лучшее, что было создано христианской культурой с древнейших времен. Запад завел человечество в глубокий тупик, из которого его может вывести только Православие, ибо идеал Православия не прогресс в западноевропейском смысле, а преображение души, духовно-нравственное развитие человека. Вне этого преображения человек неуклонно деградирует, превращается в опасное для окружающих злобное существо, игрушку своих страс­тей и похотей.

Творения в 3 томах. Том 1

Среди сонма святых Русской Православной Церкви, засвидетельствовавших верность Христу в тяжелейшие гонения XX века, выделяется светлая и величественная фигура священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского.

Выдающийся богослов, духовный писатель святоотеческого направления, профессор Московской духовной академии в 1910-е годы; сподвижник патриарха Тихона, мужественный борец с обновленчеством, знаменитый проповедник в начале 20-х, наконец, узник Соловков с 1923 по 1929 годы — таковы основные этапы жизни священномученика Илариона.

Творения в 3 томах. Том 2

Строго православное и при этом укорененное в собственном духовном опыте богословское творчество святителя, сосредоточенное преимущественно на проблемах экклезиологии, свидетельствует о его глубокой, органичной церковности и душевной чистоте, возвышенной до совершенства молитвенным подвигом. Богословие архиепископа Илариона и все его видимые миру дела — не что иное, как борьба за Церковь, за ее святость и единство в сложнейшей исторической ситуации. В предельных обстоятельствах владыка Иларион сохранял верность своей церковной позиции, в последней инстанции — верность Христу. Это стоило ему свободы и в конце концов — жизни.

Творения в 3 томах. Том 3

Всего около сорока пяти лет прожил владыка Иларион; его святительские труды и научная деятельность были грубо оборваны. Но в том, что этот высокий дух так рано оставил земную жизнь, видится воля всеблагого Промысла. «Бог возжелал иметь этого безупречно чистого человека у Себя святым и взял его к Себе в благопотребное время, предоставляя делать дальнейшие ошибки, грехи и преступления тем, кто на это был способен и ранее», — пишет один из биографов владыки Илариона. Русская Православная Церковь ныне признала святость архиепископа Илариона, и на ее Поместном Соборе 2000 года он был причислен к лику святых для общецерковного почитания.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться