koob.ru

Цейтлин С.Н.. Книги онлайн

Цейтлин С.Н.

Стелла Наумовна Цейтлин (23 февраля 1938, Москва) — советский и российский лингвист. Основоположник научной школы российской онтолингвистики.

В 1955 — 1960 гг. училась в МГПИ им. В.И. Ленина. За годы учебы у нее сформировался стойкий интерес к языкознанию. После окончания института несколько лет преподавала литературу, русский язык и английский язык сначала в школах Москвы, а потом Ленинграда, куда переехала в связи с замужеством.

В 1989 году защитила докторскую диссертацию «Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка)». В 1991 году была избрана профессором кафедры русского языка для нефилологических специальностей.

С 1991 по 2011 возглавляла кафедру детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.

С 1993 года заведует также лабораторией детской речи, при которой создан обширный Фонд данных детской речи (собрание записей спонтанной речи, родительских дневников, видео- и аудиозаписей).

В течение многих лет читает базовые лекционные курсы по онтолингвистике и серию спецкурсов в РГПУ им. А.И. Герцена.

Более 250 научных работ опубликовано в отечественной и зарубежной печати, в том числе книги «Речевые ошибки и их предупреждение», «Язык и ребенок: лингвистика детской речи», «Словарь детских словообразовательных инноваций», а также монография, изданная при поддержке РГНФ, «Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи».

Член 3 диссертационных советов, член Ученого совета Института лингвистических исследований РАН, член редакционной коллегии журнала «Русский язык в школе», журнала, издаваемого в Риге, а также издаваемого на Украине.

Была организатором большого числа конференций, некоторые из которых проводились совместно с Институтом лингвистических исследований.

Несколько раз в качестве приглашенного лектора принимала участие в работе зарубежных университетов (Ольденбург, Нью-Йорк, Берлин, Тарту).

С 1999 года совмещает работу в РГПУ с работой в Институте лингвистических исследований (ИЛИ РАН), являясь ведущим научным сотрудником Отдела теории грамматики. Была научным руководителем темы «Функциональные исследования детской речи», руководит работой аспирантов отдела.

Под её руководством защищено 13 кандидатских диссертаций.

Награждена Почетной грамотой Министерства РФ, медалью «В память 300-летия Петербурга», а также Знаком Почета РГПУ им. А.И. Герцена.

Цейтлин С.Н. на видео

Книги (3)

Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи

В книге анализируются начальные стадии освоения ребенком родного (русского) языка.

Основное внимание сосредоточено на формировании грамматического компонента языковой системы, заключающегося в овладении морфологическими единицами и правилами. Формообразовательные и словообразовательные инновации рассматриваются как свидетельство того, что ребенок самостоятельно конструирует собственную языковую систему, придерживаясь определенной стратегии.

Анализ данных этой стратегии позволяет получить некоторые новые сведения о внутреннем строении языка, о характере морфологических и словообразовательных категорий, о соотношении в языке прототипических и непрототипических единиц и конструкций, о запретах и ограничениях, налагаемых на действие языковых правил, о соотношении отражательного и интерпретационного начал в языке и пр.

Книга рассчитана преимущественно на лингвистов, но может представлять интерес и для психологов, логопедов, учителей-словесников.

Речевые ошибки и их предупреждение

В предлагаемой вниманию читателей книге рассматриваются отклонения от действующих языковых норм, типичные как для устной, так и для письменной речи учащихся. Последовательно описываются ошибки словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, что соответствует расположению материала действующих учебников русского языка.

Подробно рассматриваются методические вопросы: описываются способы дифференциации ошибок, основные принципы и приемы их предупреждения и исправления.

Рекомендуется преподавателям, аспирантам и студентам филологических вузов; учителям начальных и средних школ; родителям, приобщающим детей к речевой культуре; широкому кругу читателей, которым эта книга поможет избежать ошибок в собственной речи и оценить речь собеседников.

Язык и ребенок: Лингвистика детской речи

В пособии рассматривается процесс освоения ребенком родного (русского) языка: звуковой стороны речи, морфологических категорий, синтаксических конструкций, формирование словаря. Уделено внимание особенностям письма, объясняются закономерности орфографических ошибок у детей.

Автор придерживается «конструктивистского» подхода к проблеме освоения языка, т. е. полагает, что ребенок строит собственную языковую систему на основе речевых образцов, которые получает от взрослых. Поэтому большое место в пособии отводится проблеме качественного уровня речи взрослых (прежде всего, речи матери), а также закономерностям усвоения языковых норм и правил (от общих — к частным, от частных — к единичным исключениям).

Учебное пособие адресовано студентам филологических, дошкольных, дефектологических факультетов высших учебных заведений. Представит интерес для лингвистов, психологов, логопедов, учителей, работников дошкольных учреждений, а также родителей.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться