koob.ru

Великие художники. Том 57. Василий Васильевич Кандинский

Автор книги: Кандинский В.В. | Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: А. Майкапар.

Фантазия художника, как и ощущение зрителя сопричастности его творчеству, может воспламеняться и угасать, сталкиваясь порой с ничтожными, на первый взгляд, обстоятельствами: наше настроение меняется от промелькнувшего образа, от неожиданно изменившегося освещения, от долетевшего до нашего слуха звука...

Всё это может породить в воображении захватывающие образы. Один лишь миг — и потом он помнится всю жизнь, как сладкий сон.

Но такое впечатление может оказаться эфемерным, и любая попытка осознать свои ощущения — хотя бы только в мыслях и для себя — способна навсегда загубить их. Это очень тонкие психические состояния, знакомые истинному художнику.

«Я был однажды очарован в собственной моей мастерской неожиданным зрелищем, — вспоминал Кандинский. — Сумерки надвигались. Я возвращался домой с этюда ещё углублённый в свою работу и мечты о том, как следовало бы работать, как вдруг увидел перед собой неописуемую прекрасную, пропитанную внутренним горением картину.

Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен.

И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоявшая на боку, но я сейчас же различал на ней предметы, не хватало только тонкой лессировки сумерек. В общем, мне стало в тот день бесспорно ясно что предметность вредна моим картинам».

Кандинский принадлежит к числу тех художников познание творчества которых должно идти в двух направлениях: знакомство с живописными творениями и изучение теоретического наследия.

Только при таком синтезе реально в более или менее полной степени осознать значение созданных им произведений и его места в мировом искусстве.

Нужно отметить, что в случае с Кандинским, как правило, не получается просто объяснить содержание его картин (многие из них обозначены номерами — «Импровизация 5», например, или «Композиция 8»).

Можно лишь пытаться обратить внимание на какие-то аспекты или особенности с тем, чтобы пробудить в зрителе его собственное понимание смысла данных работ. И смыслов у одного творения — множество (в сущности, столько, сколько зрителей).

Добавить отзыв о книге
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться