koob.ru

Микеланджело Буонаротти. Книги онлайн

Микеланджело Буонаротти

Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (также Микельанджело (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6.03.1475, Капрезе, Флорентийская республика — 18.02.1564, Рим) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель.

Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера.

Родился в тосканской деревушке Капрезе, где отец Микеланджело был старостой. Несмотря на резкие протесты отца, он поступил учеником к фресковому живописцу Гирландайо и вскоре начал обучаться во флорентийской школе искусств Лоренцо Медичи.

Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских произведениях, таких, как рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490 — 1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека.

Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции в Венецию, затем в Рим.

В течение пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» (1496 — 1497 гг.) и «Пьета» (1498 — 1501 гг.) в соборе Святого Петра.

В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город. Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора.

Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики.

В 1505 г. властолюбивый Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя.

Ваятель целый год трудился над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки.

После смерти в 1513 г. Юлия II его наследники настояли на выполнении ещё одного проекта надгробной скульптуры.

На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, ушло 40 лет жизни Микеланджело.

В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривавшего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра.

Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.

По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства.

В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви.

Когда ему почти исполнилось шестьдесят, Папа Павел III поручил Микеланджело создание стенных фресок в Сикстинской капелле, изображающих сцены Страшного суда (1536 — 1541 гг.).

В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры.

Микеланджело Буонаротти на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 38. Микеланджело Буонаротти
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: С. Королева.

Творчество гениального скульптора, архитектора и живописца Микеланджело Буонарроти знаменует собой высочайший подъём и расцвет итальянского искусства эпохи Возрождения.

И для современников, и для всех последующих поколений его художественное мастерство являлось недосягаемым образцом для подражания.

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться