koob.ru

Васнецов В.М.. Книги онлайн

Васнецов В.М.

Виктор Михайлович Васнецов (3 [15].05.1848, Лопьял, Вятская губерния — 23.07.1926, Москва) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.

Васнецов является основоположником «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом.

Творчество художника сыграло важную роль в развитии российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн. Действительный статский советник.

Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867 − 68) у И.Н. Крамского и в АХ (1868 − 75), действительным членом которой стал в 1893.

С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве.

В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий («Народная азбука» Столпянского, издавалась в 1867; «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, издавалась в 1874).

В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме.

В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества («С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1878, — обе в Третьяковской галерее).

В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество.

Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), проникнутая искренней поэтичностью, «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881 - 98), исполненные веры в богатырские силы народа, «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, все в Третьяковской галерее).

С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880 − 1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке «Снегурочка» А.Н. Островского (поставлена в домашнем театре С.И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н.А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С.И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, — пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, — оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 — начале 20 вв.

Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия («Алёнушка»), то эпические по характеру («После побоища Игоря Святославича с половцами»), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. В 1883 − 85 Васнецов выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве, в 1885 − 96 — большую часть росписей Владимирского собора в Киеве.

В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.

Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль «модерн».

Васнецов исполнил также ряд портретов (А.М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба — в Третьяковской галерее), иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).

По его рисункам сооружены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902).

В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917 − 26; обе картины — в Доме-музее В.М. Васнецова в Москве).

Васнецов В.М. на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 30. Виктор Михайлович Васнецов
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: С. Королева.

Виктор Михайлович Васнецов — основоположник особого «русского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом.

Творчество художника сыграло важную роль в эволюции отечественного изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн.

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться