koob.ru

Введенский А.И.. Книги онлайн

Введенский А.И.

Введенский Александр Иванович (1856–1925) — русский философ и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства, сооснователь первого Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.

Родился в Тамбове 19 (31) марта 1856 года в семье коллежского секретаря. Окончил с золотой медалью Тамбовскую гимназию (1876) и поступил на физико-математический факультет Московского университета, откуда в 1877 году перешёл в Императорский Санкт-Петербургский университет; сначала учился на физико-математическом, а через год перешёл на историко-филологический факультет, который окончил в 1881 году со степенью кандидата и был оставлен на кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. В университете слушал лекции М. И. Владиславлева (философия) и К. Н. Бестужева-Рюмина (история). Отправился в научную командировку на два года в Германию. После возвращения в Россию в 1887 году был зачислен приват-доцентом Санкт-Петербургского университета.

В 1888 году защитил диссертацию «Опыт построения теории материи на принципах критической философии» на степень магистра философии. В 1890 году получил должность экстраординарного профессора кафедры философии в Петербургском университете. В 1913 году «по выслуге 30 лет в системе народного просвещения» выбыл из числа штатных профессоров с сохранением профессорского звания и права преподавания в университете, а во главе кафедры стал его ученик и последователь И. И. Лапшин. Среди учеников Введенского были И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, Л. П.Карсавин, С. А. Аскольдов, Б. В. Яковенко, П. Б. Струве, Г. Д. Гурвич, М. М. Бахтин, С. Л. Франк, В. М. Каринский и многие другие.

А. И. Введенский состоял также профессором ряда других учебных заведений: Александровской военно-юридической академии, историко-филологического института (с 1890 года), женского педагогического института и высших женских курсов Раева. Долгое время читал философию на Бестужевских высших курсах.

С 1899 года Введенский был председателем Санкт-Петербургского философского общества, которое при его содействии было образовано в 1897 году и просуществовало до 1917 года. В марте 1921 года Философское общество возобновило свою деятельность, но из-за болезни Введенского и по его просьбе обязанности председателя Общества были возложены на Э. Л. Радлова. Но деятельность Общества была недолгой — вскоре его закрыли.

С 1 января 1905 года — действительный статский советник. В 1922 году Введенский был отстранён от работы в университете и оказался на пенсии. Умер 7 марта 1925 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

Книги (7)

Лекции профессора А.И. Введенского по истории древней философии
Раздел библиотеки: Философия

«Это единственное просмотренное мной издание записей действительно моих лекций, записей, составленных не кем попало, а лицами, назначенными мной же из числа прослушавших раньше эти лекции, сдавших экзамен, и обнаруживших способности к философии.

Среди же остальных изданий встречаются и такие, в которых вовсе нет моих лекций, и которые образуют собой бестолковый винегрет из кусочков, взятых из разных книг и расположенных в таком же порядке, как мои чтения, с прибавлением кое-где самой вздорной отсебятины».

Новое и легкое доказательство философского критицизма
Раздел библиотеки: Философия

В докладе логика и философа Александра Ивановича Введенского Санкт-Петербургскому философскому обществу дано «чисто логическое доказательство» философского критицизма.

«Закон противоречия» — центральный в рассуждениях автора. В противоположность другим логическим законам он имеет двойственный характер. Нельзя представить себе осуществленного противоречия: мы не в состоянии представить себе вещь сразу и существующей, и не существующей. Следовательно, для представлений это закон естественный. Но можно мыслить противоречие: известно, что нам приходится избегать противоречия в своих мыслях, а оно еще не устраняется само собой.

Следовательно, для мышления это закон нормативный, то есть такой, несоблюдение которого возможно, но соблюдение обусловливает правильность мышления. Из такого двойственного характера закона противоречия следует, что его применение правомерно только по отношению к представлениям, за пределами которых его правомерность остается недоказанной.

Эта работа Введенского окажется полезной и интересной всем, кто занимается проблемами обоснований, аргументации и эристики.

О видах веры в ее отношениях к знанию
Раздел библиотеки: Философия

Данная работа была написана в процессе полемики с членом Психологического Общества П.А. Каленовым, посвящённой отношению веры к знанию или к рассудку. На страницах журнала «Вопросы философии и психологии» Каленов выступил со статьей «Вера и знание» (1893, кн.18).

Введенский в ответной статье выступил с указанием и характеристикой различных видов веры, рассматриваемой со стороны её отношения к достоверному знанию.

О пределах и признаках одушевления. Новый психо-физиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики
Раздел библиотеки: Философия

В книге «О пределах и признаках одушевления (новый психо-физиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики)» логик и философ Александр Иванович Введенский выводит новый закон, согласно которому «всякая душевная жизнь подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления». Признание существования чужого одушевления требуется нашим нравственным чувством, которое и придает ему его непоколебимость в нашем сознании.

Нравственное чувство, навязывающее нам признание обязательности нравственного долга, вместе с тем требует или, иначе, постулирует свободу воли, бессмертие души, существование Бога и, таким образом, дает единственное прочное обоснование для решения проблем метафизики, к которым, наряду с другими, относится и чужое одушевление.

Эта работа Введенского вызвала длительную и плодотворную полемику в российском философском сообществе, а часть проблем и до настоящего времени не получила своего решения.

Учение Лейбница о материи в связи с монадологией
Раздел библиотеки: Философия

В статье систематически излагается учение Лейбница о материи в следующем порядке: опровержение Лейбницем господствовавших в его время теорий картезианства, атомизма и вообще материализма, Лейбницевский анализ понятия материи, основные положения его метафизики, его метафизическая теория материи.

Философские очерки. Выпуск I
Раздел библиотеки: Философия

В состав сборника петербургского философа А. И. Введенского вошли пять философских статей: «Судьбы философии в России», «О мистицизме и критицизме в теории познания В. С. Соловьева», «Спор о свободе воли перед судом критической философии», «О смысле жизни», «О видах веры в отношениях к знанию».

Этот сборник не потерял своей актуальности и в наше время. Современному читателю, который занят поиском смысла жизни, размышляет об условиях — социальных и метафизических — свободы, о месте и значении науки и религии, интересуется историей философской мысли в России, работа А. И. Введенского поможет найти ответы на свои вопросы или укажет направления возможных исследований.

Церковь и государство. Очерк взаимоотношений 1918-1922
Раздел библиотеки: Философия

Главным историческим трудом Введенского валяется работа «Церковь и государство». Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 годов.

Эта книга имела довольно широкое распространение и довольно часто цитировалась в 20-ые и 30-ые годы в печатных изданиях, посвященных этой теме, т. к. в ней собран очень обширный материал об отношениях церкви и советского государства в этот период.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться