koob.ru

Вздорнов Г.И.. Книги онлайн

Вздорнов Г.И.

Герольд Иванович Вздорнов (род. 17 ноября 1936, с. Байкалово Свердловской области) — советский и российский искусствовед, специалист в области истории древнерусского искусства и культуры. Доктор искусствоведения (1986), член-корреспондент РАН по Отделению литературы и языка с 31 марта 1994 года. Лауреат Государственной премии СССР (1982) и Государственной премии РФ (1999).

Главный научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации (г. Москва). Создатель Музея фресок Дионисия в Ферапонтове.

В 1959 году окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, ученик М. А. Ильина и В. Н. Лазарева.

В 1958–1961 годах работал в Загорском музее (ныне Сергиево-Посадский государственный историко-художественныймузей-заповедник) на должности старшего научного сотрудника и хранителя Отдела искусства XVIII века.

С 1961 года участвовал в экспедициях по выявлению памятников древнерусской живописи.
В 1964 году окончил аспирантуру Института истории искусств.

С 1964 года работает в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию «Рукописные книги Северо-Восточной Руси XII — начала XV вв.», в 1985 году — докторскую «Феофан Грек. Творческое наследие художника и проблемы его истолкования».

Автор около 220 работ на русском и иностранных языках по истории древнерусской и византийской живописи, истории формирования системы охраны культурного наследия и реставрации в России.

С 2008 года — почётный член РАХ.

 

Вздорнов Г.И. на видео

Книги (5)

Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовском поле близ Новгорода
Раздел библиотеки: Искусство

Разрушенная в годы второй мировой войны церковь Успения Богородицы на Волотовом поле в окрестностях Новгорода была украшена на редкость хорошо сохранившимися фресками XIV века. Гибель этой церкви — невосполнимая утрата для русской и всей восточноевропейской художественной культуры.

В настоящем издании предпринят опыт реконструкции волотовской росписи в виде описания и воспроизведения всех составлявших ее композиций и отдельных фигур. Впервые в мировой научной практике утраченная роспись воссоздана по архивным источникам. В книге использованы письменные и изобразительные материалы из девяти государственных архивов и музеев, а также из пяти частных собраний. Широко привлечены фотоснимки, копии, кальки, акварельные и карандашные рисунки и схемы росписи конца XIX и начала XX века. Особенно велика ценность документальных фотографий, исполненных Л. А. Мацулевичем в сотрудничестве с В. К. Мясоедовым, Н. П. Сычевым и Н. Л. Окуневым в 1910 году.

Монография является полной публикацией второго выдающегося памятника монументальной живописи XIV века из художественного наследия древнего Новгорода. Книга распадается на исследование (первая часть) и документацию (вторая часть), причем именно в разделе «Документация» помещены описания фресок и все ныне известные изобразительные материалы по Болотову.

В книге более шестисот иллюстраций, из которых около ста цветных. Впервые здесь публикуются и уникальные цветные фотографии 1909 и 1910 годов, хранившиеся ранее в личном архиве Л. А. Мацулевича и совсем недавно обнаруженные в одном из частных собраний в Ленинграде.

Искусство книги в Древней Руси
Раздел библиотеки: История

Предмет настоящего исследования — художественное оформление рукописей Северо-Восточной Руси, созданных до начала XV века. Автором выбраны для исследования пергаментные книги, то есть такие рукописи, которые написаны не на бумаге, а на специально выделанной коже. При этом автор отдавал предпочтение датированным рукописям, место происхождения которых засвидетельствовано писцами или современными учеными.
Книга состоит из пяти тематических разделов:

1. «Древнейшие рукописи Северо-Восточной Руси»

2. «Тверские рукописи XIV — XV»,

3. «Московские рукописные книги середины XIV — начала XV века»,

4. «Книгописание и оформление рукописей в провинциальных центрах Северо-Восточной Руси»,

5. «Описание рукописей Северо-Восточной Руси XII — начала XV века».
В издании представлены цветные и тоновые иллюстрации, представляющие древние издания и их оформление, с подробными аннотациями и комментариями.

Специально для www.koob.ru

Исследование о Киевской Псалтири
Раздел библиотеки: История

Издание представляет собой исследование Киевской Псалтири 1397 года, выдающегося памятника русской рукописи.

Содержит краткое описание рукописи, сведения о её происхождении, иллюстрации, описание миниатюр Киевской Псалтири и др.

Троица андрея Рублева. Антология
Раздел библиотеки: Искусство

Цветная фотосъемка «Троицы» Андрея Рублева сделана по разрешению Государственной Третьяковской галереи специально для настоящего издания А. П. Дорофеевым. Сценарий съемки иконы — А. Б. Коноплева.

Содержатся сведения редких иностранных изданий об Андрее Рублеве и «Троице», которые указаны в библиографии.

Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде
Раздел библиотеки: Христианство

Первые фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде были открыты около 1912 года. Уже тогда специалисты обратили внимание на высокое качество этих фресок.

Обстоятельства сложились, однако, так, что фрески Феофана Грека открывались не планомерно, а случайно, в течение многих лет, и расчистка древней живописи в церкви Спаса закончилась только в 1970 году. При завершении работ были очищены от пыли уже известные композиции и открыты новые фрески. Только сейчас появилась возможность реконструировать систему росписи церкви Спаса и дать более конкретную характеристику художественного стиля Феофана.

К сожалению, в процессе работ по завершению расчистки и консервации фресок в церкви Спаса не были сделаны схемы росписи. Поэтому автору пришлось дать описание местоположения каждого фрагмента. Не удалось также прочесть с близкого расстояния все надписи при изображениях архангелов и серафимов в куполе и некоторых столпников в росписи камеры на хорах и сообщить более точные сведения о технических особенностях фресок Феофана. Необходимые примечания об этом сделаны в соответствующих частях текста.

В остальном анализ росписи церкви Спаса основан на личных наблюдениях автора, сделанных осенью 1969 года и летом 1973-го.

Добавить отзыв об авторе
Библиотека «Куб» Почта