koob.ru

Вейнберг И.П.. Книги онлайн

Вейнберг И.П.

Вейнберг Иоэл Песахович (Йоэль Пейсахович) (1 сентября 1922, Рига — 20 мая 2011, Иерусалим) — советский, латвийский и израильский учёный, библеист.

Иоэл Вейнберг родился 1 сентября 1922 года в Риге. Его отец и мать происходили из близких к немецкой культуре евреев Курляндской губернии Российской империи. Отец — Песах Иоэлич Вейнберг (1890—1944?) родился в Тукумсе и значился торговцем. В межвоенные годы он был представителем германских электронных фирм в Латвии (AEG, Siemens и других), принимал заказы на поставки, позже работал на текстильном и торговом предприятии «Курземес мануфактура». Мать — Роза Абрамовна, урождённая Блиох (1892—1941), родилась в Бауске, была домохозяйкой. В 1924 году семья пополнилась ещё одним мальчиком — Нохумом (1924—1998). В 1930 году родители отдали Иоэла в «Еврейскую частную основную школу Эзра» (латыш. Žīdu privāta Ezras pamatskola) в Риге с немецким языком обучения. С 1933 года учился в Рижской городской десятой еврейской основной школе (Rīgas pilsētas 10. žīdu pamatskola). Обучение Иоэл стал проходить на иврите, но с использованием латышского языка. С 1935 года Вейнберг учился в гуманитарном классе гимназии «Еврейского школьного общества Иврит» (Žīdu skolu biedrība Ivrit). Преподавание также велось на иврите, но с использованием латышского языка. Школьное обучение Иоэл прошёл за десять лет и в 1940 году окончил гимназию очень хорошо. Летом 1940 года он поступил на отделение истории философско-филологического факультета Латвийского государственного университета (далее — ЛГУ).

10 августа 1941 года семья Вейнбергов оказалась в рижском гетто, где 7 декабре этого же года мать погибла. В ноябре 1943 года с отцом и братом оказался в концентрационном лагере Кайзервальд (Riga-Kaiserwald), на окраине Риги. Позже Вейнберги находились в отделении этого концлагеря в Дундаге. Трудоспособных евреев нацисты не уничтожали, но заставляли работать. Летом 1944 года, в связи с приближением фронта, Иоэл вместе с отцом и братом принудительно были эвакуированы на Запад. Сначала они оказались в концентрационном лагере Штуттгоф, который находился на территории современной Польши около Данцига (Гданьск). Затем двух братьев перевели в Бухенвальд, находившейся рядом с Веймаром в Германии, позже в филиал этого лагеря у Йены. Их отец остался в Восточной Пруссии и, видимо, вскоре погиб. В августе 1945 года Иоэл и Нохум вернулись в Ригу.

По складу ума, характеру и склонностям И. П. Вейнберг был чистым гуманитарием: техникой не интересовался, склонности к физическому труду не имел. В качестве родного языка после войны указывал латышский, но также в совершенстве владел немецким и русским, кроме того английским, французским, древнееврейским, арамейским, латынью и несколько хуже древнегреческим. Основательную языковую подготовку получил в детстве и юности благодаря отлично поставленному преподаванию и высоким требованиям в школах, где обучался, но русский хорошо освоил уже будучи взрослым.

В 1946 году Иоэл Вейнберг окончил исторический факультет Латвийского университета (в советское время именовался — Латвийский государственный университет). Ещё будучи студентом, с октября 1945-го по июнь 1946-го года подрабатывал в редакции газеты «Darba Balss» (Рабочий голос) и с этого времени приобрёл привычку много писать. В 1946—1948 и 1951–1962 годах работал главным библиографом Государственной библиотеки Латвийской ССР. В 1947 году И. П. Вейнберг поступил в аспирантуру исторического факультета ЛГУ, а с сентября 1948 года стал ассистентом исторического факультета этого же университета, с 1950 года — старшим преподавателем с полной учебной нагрузкой. Работал на кафедре истории древнего мира и средних веков (с начала 1951 года на кафедре всеобщей истории), где вёл занятия по истории древности. В 1949 году в университете начались политические чистки, в результате многие работники, в том числе и Иоэл Вейнберг в августе 1951 года, вынуждены были уйти.

3 декабря 1962 года И. П. Вейнберг был принят на работу в Даугавпилsский педагогический институт (далее — ДПИ, в 1993 году ДПИ переименовали в Даугавпилсский педагогический университет, с 2001 года просто Даугавпилсский университет) на должность старшего преподавателя кафедры марксизма-ленинизма. С начала 1964/1965 учебного года Вейнберг числился на кафедре истории КПСС того же учебного заведения и читал курсы по археологии, истории древнего мира, новой и новейшей истории стран Азии и Африки для латышского и русского потоков студентов ДПИ. Решением высшей аттестационной комиссии 31 июля 1965 года Иоэл Песахович был утверждён в учёном звании доцента. В ДПИ при филологическом факультете работало заочное отделение для историков. С 1965/1966 учебного года, на том же факультете в качестве второй специальности была введена история, и Вейнберг теперь сосредоточился на преподавании только истории древности и археологии. 1 августа 1969 года из кафедры истории КПСС в качестве отдельной структуры была выделена кафедра истории СССР и всеобщей истории (с 1990 года — кафедра истории). Иоэл Песахович стал её штатным сотрудником. 10 июля 1974 года был утверждён в должности профессора кафедры истории СССР и всеобщей истории ДПИ. С 21 ноября 1977 года по 11 января 1983 года состоял заведующим указанной кафедры.

И. П. Вейнберг слыл строгим преподавателем, халатное отношение со стороны учащихся им не допускалось. В то же время он умел заинтересовать слушателей и поощрял тех, кто готов был работать. Его отношение к преподаванию было творческим. Многое, что не входило в круг формальных обязанностей, Иоэл Песахович готов был делать бесплатно, если это улучшало качество подготовки учащихся. В 60-80 годы, под его председательством, в ДПИ работал студенческий научный научный кружок по углубленному изучению древности.

Книги (2)

Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э.
Раздел библиотеки: История

На Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н. э. жила пытливая и развитая историческая мысль, существовало самостоятельное в жанровом отношении и обладавшее собственным функциональным назначением историописание, были историописцы, владевшие профессиональными навыками и знаниями, и была аудитория, которая слушала и/или читала историописания.

Интерес ближневосточного историописца к прошлому носит в значительной степени системный характер, ибо прошлое интересовало его в своей цельности: природа и вещи; человек, его тело и душа, его приватная и публичная жизнь; социум и составляющие его социальные группы; царственность, царство и царь; мир божественный, особенно в его отношении с миром людей. Но в центре мира ближневосточного историописания находится человек.

У ближневосточного историописца был свой набор более или менее постоянно применяемых методических приемов, таких, как селективно-критическое отношение к исторической традиции и соревновательность, выделенность и законченность повествования, взгляд на действие как на основное содержание и назначение историописания и др.

Человек в культуре древнего Ближнего Востока
Раздел библиотеки: Человек

В результате скрупулезного анализа памятников древнейших культур Древнего Египта, Шумера, Вавилонии и др. автор воссоздает внутренний мир, мировоззрение древнего человека, важнейшие аспекты личности.

Добавить отзыв об авторе
Библиотека «Куб» Почта