koob.ru

Проблема Спинозы

Автор: Ялом Ирвин | Раздел: Разное

Они жили в разное время. У них не могло быть ничего общего. Один был великим философом, другой — нацистским преступником. Но их судьбы удивительным образом переплелись.

Книга «Проблема Спинозы» знаменитого психотерапевта и беллетриста Ирвина Ялома представляет собой бесподобный синтез исторического и психологического романа.

Ссылка на страницу удалена с сайта по просьбе издательства.

Комментарии читателей

Быкова С.В. / 29.02.2016Яркие герои. Волнующие встречи. Увлекательный сюжет. Читаешь на одном дыхании.
Sunny / 1.03.2015Книга превзошла все мои ожидания! Рекомендую к прочтению! С нетерпением жду новые книги автора.
Корней Н.В. / 13.05.2014Ирвин Ялом – тот самый автор, благодаря которому я совершенствуюсь как психолог и психотерапевт. «Проблема Спинозы» продолжение качественной профессиональной прозы. И все же есть в этом произведении одна замечательная деталь. Как ни одна из прежде прочитанных книг Ялома, она смогла меня разволновать, удивить и вдохновить одновременно. Читая, я возмущалась, проникалась сочувствием, впадала в уныние и удивлялась так неожиданно для самой себя, что в итоге чуть не расплакалась на последних страницах прямо в поезде, который мчал меня домой.
Красной нитью книга пронизана темой одиночества и жажды признания. Главные герои - каждый по-своему велик. Один известен, как великий злодей, второй – как великий гений. А общее между ними – все та же красная нить. Оба потеряли мать в раннем детстве, лишились семьи в целом. Оба стремились ограничивать проявление своих чувств и эмоций. Оба желали быть услышанными, но так и не получили желаемого в должном масштабе. И все же их нельзя сравнивать. Спиноза – человек одухотворенный, в поисках истины, жаждал просвещения. Розенберг – закомплексованный, потерянный и ограниченный, уверяющий себя «в том, что стойкие убеждения устраняют необходимость ученых изысканий».
Еще одна линия рассказа – жажда искреннего интереса к себе со стороны окружающих. И это тоже объединяет героев. Желание это трагично для Розенберга (в итоге приводит его к полному одиночеству) и всеобъемлюще для Спинозы (которое движет им в его творчестве). «Мне кажется, я действительно вам нравлюсь, и именно потому, что я вами интересуюсь…людям нравятся те, кто проявляет к ним интерес», - говорит Ялом устами Фридриха Розенбергу. И позже: «если ваше самоуважение основано на любви толпы, то вы всегда будете пребывать в тревоге, потому что такая любовь капризна».
Что между ними разного, так это мифический фанатизм Розенберга и «гипертрофированный рационализм» Спинозы. В итоге и одно, и второе приводит к неспособности испытывать всю гамму чувств, к их подавлению, к эдакой эмоциональной смерти.
Недоумение вызывает очевидность общей тенденции двух народов: евреи – богом избранные, немцы – высшая раса. Ну откуда, откуда эта уверенность? Компенсация комплекса неполноценности? Но ведь это не единичный случай, это катастрофа тысяч человек! «…Бог не делал избранным род людской, чтобы он стал особенным, стоял вне законов Природы. Эта идея, полагаю, никак не связана с естественным порядком, но происходит от нашей глубокой потребности быть особенными, быть бессмертными».
Ялом не изменял себе, своей атеистической точке зрения на мир. Благодаря этому произведению я стала отчетливее понимать, где он почерпнул идеи Бога, как Природы. И в ранних своих произведениях он приводил эту мысль. Однако, не знакомая с творчеством Спинозы, я смогла по достоинству оценить его влияние на мировоззрение Ялома через «Проблему Спинозы».
И снова знакомые мотивы из предыдущих творений Ирвина – страх смерти – также находит отражение в беседах героев произведения. «Атараксия. Эпикур считал, что главным нарушителем атараксии является страх смерти, и учил своих учеников нескольким мощным аргументам, помогающим ослабить его…где есть жизнь, нет смерти, а где есть смерть – нет жизни».
Еще одна нить повести – принцип причинности. Для меня в этом - отражение мысли, что жизнь многим сложнее, нежели ее можно воспринимать. Что действия и поведение людей не терпит поверхностного осуждения. Что лучшее – в попытке найти объяснение, нежели полагаться на слепую веру. «…в поисках причин должен глубже заглядывать в предысторию и учитывать не только полностью осознанные дневные мысли, но и смутные ночные образы».
Еще немало глубоких, экзистенциальных мыслей и переживаний вы встретите на страницах «Проблемы Спинозы». Я же была настроена вспомнить и написать здесь то, что особенно зацепило меня. И последнее – «Процесс изменений часто ощущается как дестабилизирующий» - это именно то, что со мной происходило в процессе и результате чтения этого произведения. Спасибо.
Добавить отзыв о книге
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться