koob.ru

Ямпольский М.Б. Книги онлайн

Ямпольский М.Б

Михаил Бениаминович Ямпольский (6 декабря 1949, Москва) — российский и американский историк и теоретик искусства и культуры, философ, киновед и филолог. С 1991 года живёт и работает в США.

Родился в году в семье врачей. В 1971 году окончил романо-германский факультет Московского педагогического института. По причине своего еврейского происхождения долго не мог найти никакой работы. Три года преподавал французский язык в школе. Занимался репетиторством за пять рублей в час, потом сумел устроиться в НИИ киноискусства.

С юности мечтал о карьере драматурга, но (и отчасти — случайно) попал в научную среду. С 1974 года — сотрудник НИИ киноискусства. Кандидат педагогических наук (1977).

С начала 1980-х годов регулярно принимал участие в научных мероприятиях Московско-тартуской семиотической школы в Тарту и Кяэрику. Позже стал постоянным участником Тыняновских чтений в Резекне. На рубеже 1980-90-х в рижском литературном журнале «Родник» была опубликована пьеса Ямпольского «Гиньоль». Читал курс «Теоретический анализ фильма» во ВГИКе и на ВКСР. В 1991–1992 годах — сотрудник Института философии РАН (работал в лаборатории постклассических исследований под руководством Валерия Подороги).

Участниками лаборатории было задумано издательство гуманитарной литературы, для которого Ямпольский придумал название: «Ad Marginem», то есть «по краям». Идея была позаимствована из картины Пауля Клее, в которой пустой центр окружен расположенным по краям изображением.

В 1991 году был приглашён в США по гранту от лос-анджелесского Гетти-центра. Для самого учёного выбор его кандидатуры для стажировки в Гетти стал неожиданностью: заявку туда он не подавал, но показался достойным тайному международному жюри, распределявшему «путёвки» в этот научный центр.

Доктор искусствоведения (1991). С 1992 года — профессор Нью-Йоркского университета по отделениям сравнительного литературоведения и русских и славянских исследований. Член редколлегии журнала «Новое литературное обозрение», член Общественного консультативного совета «Эйзенштейн-центра» и журнала «Киноведческие записки», член редколлегии петербургского кинокритического журнала «Сеанс». Автор многочисленных работ по вопросам киноискусства, семиотики, истории репрезентации, феноменологии визуального.

В России за последние двадцать лет выпустил двенадцать книг и множество статей.

Ямпольский М.Б на видео

Книги (13)

Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии
Раздел библиотеки: Разное

Книга «Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии» требует нескольких предварительных пояснений.

Она посвящена определенному направлению в ранней европейской кинотеории (Франция, Германия, Австрия), которое почти не известно в нашей стране и мало изучено в зарубежном киноведении. Вместе с тем данная книга не является сколько-нибудь полным и систематическим обзором ранней западно-европейской киномысли.

При работе над книгой автор не исходил из стремления коротко рассказать обо всем. Напротив, им сознательно игнорировались отдельные авторы, а те киноведческие исследования, которые нашли отражение в очерках, также зачастую представлены далеко не во всей полноте.

Демон и лабиринт
Раздел библиотеки: Паранормальное
В книге собраны этюды, объединенные одной темой. Все они посвящены отражению телесности в культуре. Автора интересуют различные формы девормации тела, причем под деформацией он понимает некий динамический процесс или след динамики, вписанный в тело.
Жан-Люк Годар. Страсть. Между черным и белым
Раздел библиотеки: Искусство

Книга приурочена к ретроспективному показу фильмов Жана-Люка Годара в Советском Союзе, который подготовлен Министерством Иностранных Дел Франции и Министерством Культуры Швейцарии по случаю празднования семисотлетия Швейцарской Конфедерации.

Годар, кто он — швейцарец или француз? — Пожалуй, прежде всего, кинематографист, который во всех своих фильмах и выступлениях опрокидывает, разрушает, меняет традиционные взгляды на людей и вещи. И наш замысел состоит не в том, чтобы расшифровать, а в том, чтобы просто показать Годара, в надежде, что миф, каким он, по-видимому, является в СССР, станет реальностью.

Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг.
Раздел библиотеки: Искусство

В сборник включены статьи и фрагменты теоретических работ, принадлежащие перу видных французских кинематографистов 1920-х гг. Среди них — труды Л. Деллюка, Ж. Эпштейна, А. Ганса, Р. Клера, Ж. Фейдера.

Входят в сборник также и работы о кино представителей других видов искусств — театрального режиссера Ш. Дюллена, поэтов Л. Арагона и Б. Сандрара, художника Ф. Леже и других. Впервые собранные воедино, эти работы дают достаточно развернутое представление о зарождении и развитии теоретической киномысли во Франции в период немого кино.

Из хаоса (Драгомощенко: поэзия, фотография, философия)
Раздел библиотеки: Философия

В книге Михаила Ямпольского на примере подробного анализа поэтики Драгомощенко и ее взаимоотношений с философией и фотографией исследуются возможности взаимодействия литературы, поэзии, визуальных искусств и философии, которые открывают новые горизонты в понимании современной поэзии, ее связей с традицией модернизма и постструктуралистской теорией.

Изображение: курс лекций
Раздел библиотеки: Рисование, живопись

Книга Михаила Ямпольского — запись курса лекций, прочитанного в Нью-Йоркском университете, а затем в несколько сокращенном виде повторенного в Москве в «Манеже».

Курс предлагает широкий взгляд на проблему изображения в природе и культуре, понимаемого как фундаментальный антропологический феномен. Исследуется роль зрения в эволюции жизни, а затем в становлении человеческой культуры. Рассматривается возникновение изобразительного пространства, дифференциация фона и фигуры, смысл линии (в том числе в лабиринтных изображениях), ставится вопрос о возникновении формы как стабилизирующей значение тотальности. Особое внимание уделено физиологии зрения в связи со становлением изобразительного искусства, дифференциацией жанров западной живописи (пейзажа, натюрморта, портрета).

Книга имеет мало аналогов по масштабу охвата материала и предназначена не только студентам и аспирантам, но и всем интересующимся антропологией зрения.

Наблюдатель. Очерки истории видения
Раздел библиотеки: Разное

Книга Михаила Ямпольского «Наблюдатель. Очерки истории видения» представляет собой концептуальное исследование визуальной культуры от эпохи романтизма до начала прошлого века.

Впервые она была издана более 10 лет и с тех пор стала почти что классикой российской visual culture — дисциплины, совмещающей в себе искусствоведческий, культурологический и философский подходы.

О близком (Очерки немиметического зрения)
Раздел библиотеки: Философия

В книге теоретика искусства и культуры Михаила Ямпольского изучаются деформации и трансформации визуальности в культуре XIX–XX веков.

Внимание этой эпохи постоянно обращено к аномальным зрительным ситуациям, когда нарушается дистанция между наблюдающим и объектом наблюдения и начинает действовать «близкое» зрение, вплотную «налипающее» на глаза зрителя. Так бывает при воспроизведении микроскопических процессов, при объемном восприятии плоских фигур, при отделении цвета от контура, при зеркальном удвоении субъекта, при словесном воссоздании телесных соприкосновений.

Все это не просто явления физиологии, но и факты культуры, и автор книги рассматривает их на широком философском и художественном материале — через теории Канта и Гуссерля, рисунки С.Эйзенштейна, кинофильмы А.Сокурова, книги Эдгара По, Пруста и Набокова, стихи А. Драгомощенко.

Память Тиресия
Раздел библиотеки: Разное

Михаил Ямпольский — автор многочисленных работ по вопросам киноискусства, семиотики, культурологии.

Книга «Память Тиресия» на материале кино развивает теорию интертекстуальности, основные идеи которой связаны с работами французской постструктуралистской литературной критики 70-80-х годов (Р. Барт, Ю. Кристева и др.).

«Память Тиресия» позволяет приблизиться к пониманию многих сложных художественных текстов XX века, а также по-новому взглянуть на историю кино и эволюцию киноязыка.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами современной культуры.

Пространственная история. Три текста об истории
Раздел библиотеки: Философия

Книга историка культуры и киноведа, профессора Нью-Йоркского университета Михаила Ямпольского посвящена тому, каким образом визуальная и материальная культура может рассматриваться в качестве осмысления истории.

Первая часть содержит примеры интерпретации явлений культуры в духе неоплатонического идеализма, различным образом соотнесенного с историческим процессом.

Во второй части прослеживается эволюция пейзажа как репрезентации времени и пространства в ее отношении к историзму и философскому типу субъекта. Основное рассуждение дополняет эссе о меморизации Холокоста, так же рассмотренной через призму смены доминирующих форм субъективности.

Физиология символического. Книга 1. Возвращение Левиафана
Раздел библиотеки: Разное

Большая работа известного культуролога, профессора Нью-Йоркского университета Михаила Ямпольского посвящена метаморфозам власти во время перехода от абсолютной монархии к демократии.

В книге на материале западноевропейской истории от позднего средневековья до Французской революции исследуется процесс постепенного ослабления магии королевского тела и перенос власти с персоны монарха на безличную структуру отношений между субъектами.

Автор предлагает рассматривать власть с точки зрения ее репрезентации, форм ее представления. Метаморфозы власти исследуются в широком культурном контексте философии, театра и политики. Подробному теоретическому анализу подвергаются проблемы символа и аллегории, мимесиса, суверенитета и т.д. Специальное внимание уделено исключенности суверена из подвластного ему сообщества, создающей символическую связь между королем и палачом, королем и евреями, самодержцем и животными.

Язык, тело, случай: кинематограф и поиски смысла
Раздел библиотеки: Философия

Книга крупнейшего современного исследователя М. Ямпольского представляет собой сборник статей о кино, написанных в период с 1982 по 2002 годы.

И старые тексты, извлечённые из недоступных сегодня изданий, и недавние работы снабжены подробным авторским комментарием, подчеркивающим увлекательный интеллектуальный сюжет перехода от семиотики к феноменологии в исследовании формы и сущности кино.

Аналог собственной теоретической мысли М. Ямпольский видит в развитии кинематографической мысли А. Сокурова, которому посвящена книга.

Кроме того, инструментом для философских построений служат фильмы В. Старевича, Л. Кулешова, А. Пелешяна, А. Германа, К. Муратовой, работы других режиссёров и теоретиков кино.

«Сквозь тусклое стекло»: 20 глав о неопределенности
Раздел библиотеки: Философия

Критика и история культуры обычно нацелены на прояснение смыслов, на превращение непонятного в понятное.

Задача работ, составивших книгу М. Ямпольского, — не прояснять, но выявлять механизмы порождения неопределенного в культуре. В широкой междисциплинарной перспективе, охватывающей философию, эстетику, теорию и историю литературы и искусства, автор показывает, как в творческом процессе культуры работают категории неопределенности: «бесформенность», «хаос», «ничто», «случайность».

Среди конкретных фактов культуры, иллюстрирующих этот процесс, — средневековая мистика, русская литература XIX–XX веков, эволюция филологии, кинематограф Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Вуди Аллена, Александра Сокурова, Чжан Имоу.

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться