koob.ru

Ян Вермеер. Книги онлайн

Ян Вермеер

Ян Вермеер (Вермер Делфтский, Jan Vermeer van Delft; 1632 — 1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета.

Один из самых талантливых (наряду с де Хохом) последователей Терборха. Творчество Рембрандта, Хальса и Вермеера принято считать вершиной голландского искусства золотого века.

Родился в Делфте (отсюда прозвище — «Делфтский») в семье предпринимателя, который занимался производством шёлка для портьер и обивки мебели, а также торговлей картинами.

Был крещён 31 октября 1632. Живя в кальвинистской, но достаточно веротерпимой стране, был, вероятно, католиком, принявшим исповедание своей жены.

В 1662 — 1671 состоял деканом гильдии делфтских художников. Испытал значительное влияние К. Фабрициуса. Ранние картины на мифологические и евангельские темы («Диана с нимфами», Маурицхейс, Гаага; «Христос у Марии и Марфы», Национальная галерея, Эдинбург) свидетельствуют о влиянии итальянского барокко.

Позднее обращался исключительно к мотивам окружающей жизни, придавая им по-своему мифологическую, полную тонких поэтических аллюзий окраску.

Свидетельством безусловной творческой зрелости служит композиция «У сводни» (1656, Картинная галерея, Дрезден), — сосредоточив интерес на фигурах, на облике и повадке своих героев, равно как и на фактуре вещей, Вермер превратил здесь бордельную сцену в романтическое таинство любви; при этом свою супругу, К. Болнес, он, вероятно, представил в виде весёлой девицы, а себя — в качестве одного из двух кавалеров.

Даже там, где эротические намёки уступают место чистому жанру, сохраняется чувство тайной симпатии, призванной надёжно связать зрителя и образ.

Мягкий бархатистый колорит картин тонко воспроизводит не яркий дневной свет, являющийся в тоже время (если использовать язык философии того времени) «естественным светом разума», постигающего загадки натуры, причём процесс этого постижения отнюдь не переходит у Вермера в сухую дидактику.

К лучшим вещам такого рода, написанным в основном в конце 1650 — 1660-х годах, принадлежат «Девушка с письмом», «Женщина у окна» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Солдат и смеющаяся женщина» (Собрание Фрик, Нью-Йорк), «Дама, примеряющая ожерелье» (Картинная галерея, Берлин), Служанка с кувшином молока (Государственный музей, Амстердам), «Кружевница» (Лувр, Париж).

Особой, по-своему автобиографичной сложностью своего образного строя выделяется «Мастерская живописца» (Художественно-исторический музей, Вена).

Некоторые его картины представляют собой обобщённые жанровые портреты. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственной Души, — как бы тоскующей на тёмном, «ночном» фоне в «Девушке с жемчужиной» (там же), — либо, напротив, образами пытливого и мужественного «Разума» — в поздних «Географе» (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) и Астрономе (собрание Ротшильд, Париж).

Свойственная ряду произведений мастера религиозная символика (к примеру, «Дама, взвешивающая жемчуг», — Национальная галерея, Вашингтон, — измеряет «сокровища души» на фоне картины со Страшным Судом) предстаёт несколько вычурной и сентиментальной в Аллегории Веры (Национальная галерея, Вашингтон), которую принято считать последней из известных его картин.

Работая, вероятно, достаточно медленно (до нас дошло немногим более 30 картин), для поддержания большой семьи из одиннадцати детей художник вынужден был в поздний период по примеру отца заняться антикварной торговлей.

Воздействие наследия художника, которого вначале уравнивали с его современниками — «малыми голландцами», усилилось в первой половине 19 в., со временем охватив не только изобразительное искусство, но и литературу (память о делфтском мастере, например, выражена  в фигуре художника Эльстира у М. Пруста в эпопее «В поисках утраченного времени»).

В современной традиции его имя стало не менее культовым, чем имена таких его соотечественников, как Рембрандт и Ф. Халс.

Ян Вермеер на видео

Книги (1)

Великие художники. Том 68. Ян Вермеер
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: В. Берницева.

До настоящего времени с точностью не установлено, кто являлся учителем Вермеера, но, несмотря на это, можно с уверенностью сказать, что большое влияние на становление его творчества оказал голландский художник Карел Фабрициус, также живший и работавший в Делфте.

Вермеер даже имел в своей коллекции три его работы. Наставником же Фабрициуса являлся Рембрандт Харменс ван Рейн, с именем которого связана целая эпоха в искусстве.

Кроме того, есть основания полагать, что с живописцами, чья манера близка его собственной, мастер был знаком лично. Речь идёт о Яне Стене (он мог видеться с Вермеером, когда навещал отца-пивовара в Делфте), Питере де Хохе, жившем в Делфте с 1684, а также о Герарде Терборхе, с которым Вермеер заключил совместный договор в 1653 (на нём имеются подписи их обоих).

Также о жизни живописца известно, что в 1662 — 1671 он значился деканом гильдии делфтских художников. Последняя запись, относящаяся к имени гения, была сделана во второй из двух самых больших церквей города Делфта, в котором прошла вся его жизнь, — Ауде Керк. Она свидетельствует, что великий голландец похоронен здесь же 15 декабря 1675.

Чтобы лучше понимать суть творчества Вермеера, необходимо знать, что жизнь художника и жизнь его соотечественников, привыкших нелёгким трудом добывать свой хлеб, уважать себя и не быть безучастными к происходящему в мире, состояла из простых, но важных моментов, лишённых пафосного звучания, будь то долг перед отчизной или забота о доме.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться