koob.ru

Злыднева Н.В.. Книги онлайн

Злыднева Н.В.

Наталия Витальевна Злыднева (2 января 1952, Москва) — советский и российский искусствовед, литературовед, культуролог. Доктор искусствоведения (1999). Заведующая отделом истории культуры славянских народов Института славяноведения Российской академии наук, главный научный сотрудник отдела русской культуры Института мировой культуры Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (с 2007), ведущий научный сотрудник сектора искусства Центральной Европы Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации (с 2009).

В 1974 году окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1979 году окончила аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (ВНИИИ) Министерства культуры СССР, в 1980 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения на тему «Проблема мемориала в творчестве архитектора В. Богдановича».

С 1981 года работает в Институте славяноведения Академии наук СССР (с 1991 года — Институт славяноведения Российской академии наук), где последовательно занимала должности младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, заведующего отделом истории культуры славянских народов. В 1999 году защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения на тему «Балканский менталитет и изобразительное искусство» в Государственном институте искусствознания (ГИИ) Министерства культуры Российской Федерации. С 2009 года — ведущий научный сотрудник сектора искусства Центральной Европы Государственного института искусствознания (по совместительству).

Область научных интересов: семиотика и структура текста, проблемы визуального нарратива и мифопоэтики, искусство и культура южных славян, литература и искусство XX века, творчество Андрея Платонова.

С 2010 года преподаёт авторские спецкурсы и семинары для аспирантов и стажёров Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Преподавала в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Университете Вашингтона и Ли (1995–1996), Таллинском университете (2002, курс лекций по русскому искусству); читала лекции и делала доклады в университетах Венгрии, Германии, Канады, Нидерландов, Польши, Сербии, США, Финляндии, Хорватии, Швейцарии, Эстонии.

Проходила научные стажировки в Белградском университете (1976–1977), Торонтском университете (1993). В 1991–1993 годах была координатором и переводчиком фонда Джорджа Сороса «Открытое общество».

Владеет английским, сербохорватским, польским, французским, немецким языками.

Злыднева Н.В. на видео

Книги (5)

Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века

Монография Н.В. Злыдневой представляет собой серию очерков, посвященных проблеме взаимодействия изображения и слова в аспекте риторики культуры ХХ века. Речь идет преимущественно о русском искусстве и литературе, однако привлекается и европейский материал: среди имен — Малевич, Ларионов, Филонов, Тышлер, Петров-Водкин, Де Кирико, Бранкузи, а также Гоголь, Вячеслав Иванов, Хармс, Платонов и многие другие. Особое внимание уделяется интереснейшей и все еще недостаточно исследованной в отечественном искусствознании переломной эпохе конца 20-х — начала 30-х годов. Изобразительное искусство рассматривается на фоне языка, в сопоставлении с литературой и в контексте общекультурных процессов.

Монография рассчитана на искусствоведов и всех, кому интересна русская культура прошедшего столетия.

Категория взрыва и текст славянской культуры
Раздел: Разное

Сборник научных статей по материалам международной конференции «Взрыв и культура: славянский мир».

Сборник подготовлен по материалам международной научной конференции Института славяноведения (Москва, 2014) и посвящен проблеме динамических процессов в культуре на материале языка, литературы, искусства и истории славянских народов разных эпох. Типология прерывистых форм в культуре проливает свет на специфику региона, выявляет изоморфизм последнего языку «взрывных» поэтических систем (в частности, барокко и авангарда).

Среди авторов — видные российские и зарубежные слависты. Книга предназначена филологам, культурологам, искусствоведам и гуманитариям широкого профиля.

Коды повседневности в славянской культуре еда и одежда
Раздел: История

Сборник основан на материалах научных конференций, проводившихся Отделом истории культуры Института славяноведения РАН в 2008-2009 годах.

В фокусе данного интердисциплинарного исследования, опирающегося на широкий материал русской культуры и культуры славянских народов, — два центральных концепта повседневности, вокруг которых выстраивается система ценностных ориентиров человека в различные периоды его жизни и в различных культурных стратах.

В книге анализируется семиотическая природа еды и одежды в контексте славянской традиции, а также приводимые ими в действие механизмы социальной, тендерной и национальной идентификации. Анализ функционирования мотивов еды и одежды в литературе и искусстве в диапазоне от средневековья до постмодернизма позволяет рассмотреть концепты сквозь призму поэтики культуры, отражающей специфическую картину мира региона.

Наряду с маститыми российскими учеными в сборнике приняли участие молодые специалисты, а также известные зарубежные слависты. Книга предназначена для фольклористов, историков, литературоведов, культурологов и всех, кого интересуют проблемы славянской культуры.

Мотивика прозы Андрея Платонова

Монография представляет собой опыт прочтения прозы Андрея Платонова 1920–1930-х годов сквозь призму орнаментики мотива — т.е. сочетаемости наиболее значимых в творчестве писателя мотивов-лексем и мотивных комплексов, таких, как ветхость, мусор, город, вещь, трава, пустота, тело, зрение, насекомые, двор, далекое/близкое и ряда других.

Автор сделал попытку наметить связи между концептуальным и формально-повествовательным уровнями топики мастера. Мотивика Платонова анализируется в аспекте архаических и фольклорных моделей мышления, она поставлена в связь с интертекстом Гоголя, барочной и авангардной традицией, творчеством С.Клычкова. Намечены типологические параллели с изобразительным искусством 1920-х годов (А.Тышлер, А.Лабас, К.Петров-Водкин). Глубинная семантика мотивной риторики Платонова проливает свет на характер взаимодействия творчества писателя с внетекстовой реальностью и трагическими парадоксами эпохи.

Книга предназначена для филологов-литературоведов, культурологов, а также широкого круга читателей, интересующихся творчеством А.Платонова, русской культурой и словесностью XX века.

Телесный код в славянских культурах
Раздел: Разное

Проблематика телесности представляется важной для славистики и гуманитарного знания в целом.

Она вошла в жизнь современной науки на острие постмодернистского виража, наследовавшего принципам неклассической философии, а также успехов биологии, породивших переосмысление телесной идентичности. Понятия тела и телесной коммуникации стали изоморфными понятию текста самой культуры, обозревающей собственные границы.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться