
Соавтор: Майзульс М.Р.
Эта книга посвящена древнерусской иконографии врага.
Многочисленные образы бесов, грешников и демонических монстров пронизывают и православное, и католическое средневековое искусство.
Несмотря на огромное разнообразие, они подчиняются особым правилам «визуальной грамматики» и опознаются благодаря специальным маркерам демонического.
Авторы прослеживают, как c XII по XVIII вв. древнерусские мастера представляли ангелов сатаны. С помощью каких знаков дьявольские иллюзии отличались на изображении от реальных людей, а грешники — от нейтральных персонажей.
Как из словесных метафор в разное время рождались новые демонические фигуры (Смерть или Ад) и начинали своё шествие по иконам, фрескам и лицевым рукописям.
Исследование затрагивает не только визуальную традицию, но и её возможное восприятие средневековыми зрителями.
Почему на множестве миниатюр читатели затирали или выскабливали изображения негативных, а иногда и положительных героев? Казались ли им смешными образы, которые сегодня нередко относят к разряду гротеска?
Как пересекались и влияли друг на друга иконография, книжность и народная культура? Эти вопросы окружают до сих пор малоизвестную область — древнерусскую визуальную демонологию.
Книга ориентирована на историков, филологов, искусствоведов, религиоведов, фольклористов и всех интересующихся средневековой культурой.