koob.ru

Гайденко П.П.. Книги онлайн

Гайденко П.П.

Пиама Павловна Гайденко (30 января 1934, с. Николаевка, Донецкая область, УССР, СССР) — советский и российский философ, историк философии.

Лауреат премии им. Г.В. Плеханова (1997). Доктор философских наук. Член-корреспондент Российской академии наук с 26 мая 2000 года по Отделению философии, социологии, психологии и права (философия).

Окончила философский факультет МГУ (1957). По окончании университета работала младшим редактором в Издательстве иностранной литературы, училась в аспирантуре МГУ.

В 1962 году в Московском институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философия М. Хайдеггера как выражение кризиса современной буржуазной культуры»).

В 1962–1967 годах преподавала на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ. В 1967–1969 годах — старший научный сотрудник Института международного рабочего движения АН СССР.

C 1969 по 1988 год работала в Институте истории естествознания и техники АН СССР.

В 1982 году защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ» (специальность 09.00.03 — «история философии»).

С 1988 года — заведующая сектором философских проблем истории науки в Институте философии РАН.

В 1997 году стала лауреатом премии им. Г.В. Плеханова РАН «за цикл работ по проблемам закономерностей истории развития науки».

Член редакционной коллегии журнала «Вопросы философии». Автор ряда статей в «Философской энциклопедии», Большой советской энциклопедии, «Большой Российской энциклопедии», «Новой философской энциклопедии», «Философском энциклопедическом словаре».

Книги (15)

Владимир Соловьев и философия Серебряного века
Раздел библиотеки: Философия

В центре внимания автора — творчество В.С. Соловьева оказавшего сильное влияние на развитие как философской мысли в России последнего столетия, так и в особенности на культуру Серебряного века.

Под воздействием идей Соловьева формировались воззрения С.Н.и Е.Н. Трубецких, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского и др. Романтический эстетизм, характерный для Соловьева, — с его культом вечной женственности — во многом определил атмосферу Серебряного века, прежде всего поэзию символизма; хилиастическая утопия «посюстороннего преображения вселенной», объединявшая Соловьева с Достоевским, вылилась в предреволюционные годы в движение к радикальному религиозному обновлению, получившее имя «нового религиозного сознания» (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов и др.).

Анализ отечественной мысли дается автором в широком контексте европейской философии XIX-XX вв., начиная с Просвещения и немецкого идеализма и кончая неокантианством, философией жизни А. Бергсона и Ф. Ницше, феноменологией и экзистенциализмом.

Время. Длительность. Вечность
Раздел библиотеки: Философия

Книга посвящена анализу проблемы времени, как она ставилась в философии и науке начиная с античности и до наших дней.

В центре внимания автора — парадоксы времени и внутренняя сопряженность понятий времени и вечности. Автор сочетает логико-теоретический анализ понятия времени со сравнительно-историческим анализом, показывая, что каждой крупной эпохе в развитии мысли присущи некоторые общие подходы к исследованию времени. Так, в классической античности время рассматривается в связи с жизнью космоса (Платон, Аристотель); в эпоху эллинизма оно предстает как форма жизни мировой души (Плотин), а у отцов Церкви — как форма жизни души индивидуальной (Августин).

В средние века на первый план выходит тема «время — вечность» (не чуждая, впрочем, и предшествующим вышеупомянутым мыслителям). В новоевропейской философии и науке подчеркивается относительность и субъективность времени, имеющего, однако, объективную основу — длительность, еще не утратившую связь с вечностью (Декарт, Ньютон, Лейбниц).

Наконец, в постметафизический период XIX-XX вв., когда возобладал дух секулярности и на первый план вышла «философия процесса» в разных формах: эволюционизма, историцизма, психологизма, философии жизни и экзистенциализма, — время объявляется последней онтологической реальностью, утрачивая свою укорененность в вечности. Наиболее ярко эта тенденция выражена Хайдеггером — создателем «онтологии времени».

История греческой философии
Раздел библиотеки: Философия

Эта книга, посвященная истории древнегреческой философии, имеет свою специфику: античная философия рассматривается здесь в тесной связи с возникновением и развитием научного знания - математики, космологии, физики.

Такой способ рассмотрения продиктован не субъективным предпочтением автора, а вполне объективным обстоятельством: философская мысль, возникающая в конце VI-V вв. до н.э., находится в непосредственном единстве с ранней греческой наукой.

История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс
Раздел библиотеки: Философия

Соавтор: Давыдов Ю.Н.

Книга известных советских специалистов в области западной философской и социологической мысли посвящена всестороннему рассмотрению взглядов классика социологии XX века немецкого ученого Макса Вебера и их влияния на последующее развитие социологической мысли.

Особое внимание в работе обращается на анализ таких важных категорий, как «рациональность», «право», «демократия», «бюрократия», «харизма», «ценность», а также предлагаемых им «модели» человека и прогнозов развития человечества в обозримом будущем.

История новоевропейской философии
Раздел библиотеки: Философия

Философия нового времени существенно отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания.

Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты.

Научная рациональность и философский разум
Раздел библиотеки: Философия

В последние десятилетия философы, социологи, науковеды все активнее обсуждают проблему рациональности; в философии науки она стала одной из самых актуальных.

Как пишет немецкий философ В. Циммерли, «основная и ключевая проблема, вокруг которой движется континентально-европейская философия наших дней, — это тема рациональности и ее границ»

Парадоксы свободы в учении Фихте
Раздел библиотеки: Философия

Книга посвящена исследованию основной проблемы, которую пытается разрешить Фихте — один из ведущих представителей немецкого идеализма, а именно проблемы свободы. Опираясь на трансцендентальный идеализм Канта, Фихте стремится создать монистическую систему, по своему содержанию противоположную так называемой догматической философии, наиболее последовательным защитником которой, согласно Фихте, был Спиноза.

В книге раскрывается эволюция теоретических взглядов Фихте, связанная с попыткой освободиться от присущих понятию свободы внутренних противоречий.

Для философов, широких кругов читателей, интересующихся историей философии.

Прорыв к трансцендентному
Раздел библиотеки: Философия

Данная книга — плод многолетнего труда П. П. Гайденко, философа, известного как в нашей стране, так и за рубежом своими исследованиями экзистенциальной тематики.

Автор рассматривает своеобразие онтологии, в центре которой — проблема человеческого существования, обретающего свою свободу и свой смысл в прорыве к трансцендентному — запредельному и непостижимому началу всего сущего.

Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена Киркегора
Раздел библиотеки: Философия

В данной работе сделана попытка рассмотреть философско-религиозное учение выдающегося датского мыслителя Серена Киркегора сквозь призму тех центральных для его творчества проблем, вокруг которых завязался узел основного противоречия, составившего содержание философских и религиозных идей Киркегора и определившего своеобразие как его художественного стиля, так и стиля его мышления.

Рассмотрение этих проблем позволит выявить причину популярности Киркегора в XX веке и интереса к его творчеству и личности. Ибо, не будучи социальным мыслителем, не занимаясь ни экономическими, ни социально-политическими проблемами, Киркегор коснулся того круга вопросов, связанных с кризисом личности, который составил основной нерв буржуазной философии XX века.

Традиции и революции в истории науки
Раздел библиотеки: Философия

Книга «Традиции и революции в истории науки» посвящена актуальной теме анализа переломных эпох в развитии науки.

В историко-философской и историко-научной литературе 60-х годов подчеркивалась обычно важность осознания разрыва, скачка в развитии научных идей. Исследования же последних двух десятилетий все более и более сосредотачивались на выявлении непрерывных, устойчивых моментов в этих переходах обуславливающих взаимосвязь различных теорий, своеобразную трансисторическую целостность познавательной деятельности человека.

В данной книге впервые в отечественной философской литературе предпринято систематическое рассмотрение проблемы соотношения традиционного и новаторского в истории науки. Проблема исследуется как в общефилософском контексте, так и на многочисленных примерах из истории науки.

Философия природы в античности и в средние века
Раздел библиотеки: Философия

Сборник посвящен памяти И.Д. Рожанского (1913 — 1994) — выдающегося исследователя античной науки и философии.

Книгу составили статьи современных ученых и переводы философских трактатов поздней античности и раннего средневековья. Целиком публикуются переводы трактатов Плутарха, Александра Афродисийского, Плотина, Прокла, Фомы Аквинского, в отрывках — трактаты Симпликия, Макробия, Беды Досточтимого, Иоанна Скотта (Эриугены), анонимных каролингских ученых. Все они подробно откомментированы.

Для историков философии, науки и всех интересующихся историей античной и средневековой культуры и мысли.

Философия Фихте и современность
Раздел библиотеки: Философия

В книге дан марксистский анализ учения И.Г. Фихте — представителя немецкой классической философии, явившейся одним из теоретических источников марксизма.

Философия Фихте сыграла большую роль в создании диалектического метода — этого наиболее ценного достижения немецкого классического идеализма. Автор прослеживает развитие основных диалектических моментов философии Фихте: учение о деятельном субъекте, историчность и активность его сознания, диалектику свободы и необходимости. Философия Фихте рассматривается в историческом контексте.

Философско-религиозные истоки науки
Раздел библиотеки: Философия

В статьях, посвященных проблемам возникновения современной науки в XVII в., авторы приходят к выводу, что становление научного мировоззрения в работах Галилея, Декарта, Мерсенна и др. было результатом не столько стремления к переустройству мира, сколько осмысления основных положений христианства и применения их в новой области — теоретического и практического познания мира. В своем исследовании авторский коллектив стремился не забывать два момента.

С одной стороны, постулируя определенные нормы понимания, доказательности, истинности, выдвигая известные положения в качестве аксиом, предлагая правила вывода из этих аксиом, наука ориентирована на то или иное представление об очевидности, на тот или иной опыт истины. Философская рефлексия выделяет узловые моменты этого опыта, религиозное сознание определяет собою его глубинные истоки. Так, можно вскрыть параллели между теологией деизма и механикой Декарта, между аксиомами дифференциального исчисления, как оно появилось в XVI–XVII вв., и теологическими построениями Николая Кузанского, между принципом неопределенности Бора и творчеством его соотечественника Сёрена Киркегора.

С другой стороны, необходимо учитывать внутреннюю логику развития науки, специфику ее понятийного и — особенно в новое время — технико-экспериментального инструментария, обеспечивающих известную устойчивость научной традиции, чтобы не впасть, если можно так выразиться, в «вульгарный культурологизм», вред от которого может быть не меньшим, чем от вульгарного социологизма.

Эволюция понятия науки
Раздел библиотеки: Философия

Монография посвящена анализу развития научного знания с VI в. до н.э. по XVI в. н.э. В ней прослеживается, как на протяжении этого периода менялись понимание науки, ее предмета и методов исследования, представления об идеалах научного знания.

В центре внимания автора — становление и развитие первых научных программ, в рамках которых формировались методологические принципы исследования природы и фундаментальные понятия научного мышления — понятия числа, пространства, движения, конечного и бесконечного, непрерывного и др.

В книге показано, как с изменением исторических условий в Средние века и в эпоху Возрождения пересматриваются ключевые понятия научных программ, сложившихся в античности, и тем самым подготавливаются предпосылки естествознания Нового времени.

Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.)
Раздел библиотеки: Философия

Монография является продолжением вышедшей в 1980 г. книги «Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ».

Автор показывает, как на протяжении XVII в. пересматривается то понимание науки, ее методов и способов обоснования знания, которое сложилось к концу средневековья. Рассматривается становление новых научных программ, которые формируются в XVII в.: атомистической, картезианской, нъютонианской и лейбницевой.

Комментарии читателей

urab / 27.08.2018Я лично вырос на превосходных, бесподобных книгах этой очень симпатичной женщины. Я не знаю лучшего срециалиста по истории философии -- ни в настоящем, ни в прошлом. Бесграничные знания, удивительная ясность ума и притом умеренность в полёте фантазии, выраженная в учёной честности -- вот что отличает её всегда и во всём. Люблю и уважаю.
Бесакаев Расул / 28.05.2012Мой контакт: http://vk.com/id30327771
Бесакаев Расул / 28.05.2012Герой Чехова говорил: «Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом».
Смысла в жизни, как стремлении к счастью, нет. Жизнь ради себя - бессмыслена. Но помните Веронику из "Летят журавли", она спасает ребёнка. Или девочка из мультфильма про цветик-семицветик, ведь она она встречает мальчика-инвалида с костылями. И даже, если посмотреть на пенсионеров, которые торгуют, которые едят окорачку только по праздникам или детей лет 12, которые просят сигареты. Я считаю, что помощь людям, вот эта обязаловка и есть смысл. Вспомните Сонечку Мармеладову, то зачем она жила. Осталось только соединить это с собой. Своими действиями спроектировать себя, делать будущее (менять реальность).
Неосанньясин / 12.04.2012Нет уж Тамара позвольте.Вы со своим бизнесом видеть разъучились.Парень разочарован во внешнем мире.Я предлагаю ему познать внутренний мир.К тому же санньяса это как раз познание реальности.А то что вы предлагаете у разумного кроме треска в башке ничего не появлятся.Слава начало позора и лазание по лестницам не всем нравиться(Я О КАРЬЕРЕ И УСПЕХЕ)Ничто так не безнадежно как успех.К тому же только радоваться вещам, деньгам победам невозможно без некой умственной отсталости.А здесь на редкость разумный парень.Выбор конечно его.Но только социум и прочее это изобретение людей.А санньяса это поиск истины.Так что где реальность, а где нет, - теперь я думаю вам ясна.Мне все равно, что он выберет.Главное, что я хотел сказать я сказал.Насчет побед, я без всяких курсов и прочих коучей одержал здесь столько побед интеллектуальных что вам и не снилось.
Неосанньясин / 10.04.2012Расул, а чем дальше тем страшней.После 21 года, ты будешь понимать бессмысленность еще сильнее.В итоге если ты действительно чувствительный, разумный человек.То поймешь прямо сейчас, что после института работа,жена,дети страдания и еще большая бессмысленность.Головная боль по поводу того, что жизнь проходит где-то за стеной, куда тебе доступа нет, если ты выбираешь обычное течение простого гражданина.Ты думаешь я стал санньясином от хорошей и осмыленной жизни?)) НЕТ!Все как у тебя.Но я решил сделать шаг в направление поиска, того что все мы ищим.И не пожалел об этом.Как можно жалеть, что променял театр теней и бесмыленности, на высшее стремление.Поиск истины, блаженства, разума и счастья.Поэтому вспомни мои слова прежде, чем плыть по бессмысленному течению.В любом случае удачи тебе.
Бесакаев Расул / 9.04.2012Я с 11 лет начал осознавать, что моя жизнь бессмыслена. Но я считал - закончу школа (школа - обязаловка), и начнётся новая жизнь. Она не началась. Мне 20 лет, постоянно думаю - вот закончу институт, а что дальше???
Елена / 16.09.2011Чего же жалеть-то Пиаму? Она счастливым человеком была всю жизнь.
Сергкй / 22.08.2010Гениальный философ - Пиама.Даже жалко - по человечески.
Сергей / 10.02.2010Мысли Антона не стоят и рубля. Держал бы он их лучше при себе, а то читать противно
Валерий / 27.12.2009Можно ли отыскать "координаты" Антона?Мне это нужно знать потому, что его переживания в 10 классе адекватны тем , которые переживал я.
антон / 23.06.2009Шёл конец 198.. года. Я учился в школе в десятом, последнем классе. От серости, скудости и бездуховности жизни хотелось лезть на стену. Скука в перемешку с ленью и безисходностью как сетью затаскивало на глубину балотистой тины безделия и варварства. Пошлость окружающего обыденного школьного бытия, никамуненужность механических ритуальных действий, лишённых какого-либо метафизического смысла, в необходимость делать которые уже никто не верил, загоняла моё метущееся, страстно ищущее смысла сознание в экзистенциальный тупик, а из него в глубочайшую депрессию. Остро реагирующий на любое проявление коллективизма и тупости, мой дух активно протестовал против жлобского быдлизма окружающего мира и мучительно ожидал, куда бы эскапировать, эмигрировать, сбежать от всего этого. Эмигрировать можно было в Америку или в Израиль, а, если не повезёт, то в книги, музыку, в Культуру... Вышло второе. В пятницу, 12 декабря, этот мрак стал сгущаться сильнее обычного. Апатия, безразличие, когда тебя ничего не радует и не обнадёживает. Но, как известно, тьма черней всего перед рассветом. В этот день я гостил после уроков, как обычно, в ожидании английских курсов, у своего школьного друга Саши Гончаренко, отец которого был доцентом физического факультета университета им. И.И.Мечникова и собирал у себя в кабинете редкие книги. Огромная библиотека, в том числе все 200 томов «Библиотеки иностранной литературы» красовались на полках. Меня всю жизнь тянуло к книгам и я взял в руки из горки над письменным столом биографию Иммануила Канта (1724-1804) — немецкого философа, о существовании которого до тех пор я не имел никакого представления. Открыв ради интереса предисловие и прочтя первые предложения, я обнаружил то, что искал всю свою жизнь. «Жизнь философа — написанные им книги, самые волнующие события в нём — мысли. У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе — Кёнигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Внешняя жизнь Канта текла размеренно и однообразно, может быть даже монотоннее, чем у людей его занятий. Этого не скажешь о жизни внутренней, о жизни его духа. Здесь происходили удивительные свершения. Мысль скиталась по континентам, стремляясь за земные пределы, пытаясь достичь границ универсума». Я закрыл книгу. В этот самый миг я стал философом. Это была встреча со своей судьбой. Я осознал, что я больше не являюсь частью этого бездарно-ублюдочного быдлизма, царившего в школе вокруг меня, но у меня есть целая внутренняя вселенная как у Канта и она автономна, независима от окружающего мира! Мысль может путешествовать за границы универсума!!! Она базгранична!!!
руслан  / 1.04.2008Для меня Пиама Павловна является не только интеллектуалом самого высокого достоинства, но и лицом чести, каковых в нашем философском (и не только философском) сообществе становится все меньше и меньше.
Сергей / 24.09.2007Хочу дополнить, что я ознакомился с аннотацией книги Гайденко о Владимире Соловьеве и философии серебрянного века.Впечатление сильное.Радует глубина философской мысли автора, колоссальный охват материала,углубление в философию нашего Золотого века, вольное и легкое интерпретирование сложных философских проблем и ее задач перед человечеством. Приятно удевлен, что автор не обошел вниманием Леонтьева,с.Трубецкого,Франка,Бердяева и даже Льва Шестова,этого своеобразного философского романтика и скептика в одном лице.Впечатление такое,что Пиама Гайденко совершила прорыв в заоблачные дали и там показала себя достойным ученым и глубоким мыслителем.ЕЕ романтизм,легкое и доступное каждому читателю изложение материала напоминает сказки Андерсена, когда от прочитанного все дети кричат Ура! Очень приятно, что этот ученый совершенно не упускает свою планку ниже достойного уровня,наоборот, с каждой новой ее книгой читатель видит как набирает духовной мощи ее ум и как удивительным образом слагаются ее мысли.Это новый Хайдеггер на русской почве.Думаю и уверен,что мы,читатели и почитатели ее великого таланта в скором времени увидим новые статьи и новые книги о своих родных философах нашего Золотого века.Было бы хорошо,чтобы ее книги можна было скопировать.Очень желал бы,чтобы Пиама Гайденко написала интереснейшую работу о Льве Шестове,куда вложила бы свой романтизм, свою любовь к этому гениальному мастеру слова и мысли,раскрылась перед всем миром великим мыслителем и ученым.Она действительно является последним из могикан нашего женского философского корпуса, который подарил миру столько славных имен, и которая крепко и надежно держит в своих рука передовое знамя философской мысли.Убежден,что Гайденко и Мотрошилова по своим знаниям и своему уму, по широте и глубине мысли далеко позади оставляют мужчин философов, которых сейчас, к сожалению, очень мало.Философская наука не умирает, она никогда и не умрет,просто в настоящее время в силу какой-то неустойчивости в обществе не могут появится новые гении.Было бы желательно,чтобы на сайтах в интернете чаще появлялись новые мудрые стать всех философов и России, и мира. В Украине таких мудрецов совершенно не видно,одни болтуны и демагоги.И чем больше крика,тем меньше философской культуры и ума.Украинская философия перешла в политику,выдумала себе какой-то птичий язык и рассказывает людям какие-то бредни.Очень жаль, что на нфилософском небосклоне Украины совершенно нет ни одной яркой звезды.Я горжусь тем,что моя Родина подарила России и всему ученому миру такого мудрого,такого умного мыслителя каким является Пиама Гайденко.
Сергей. / 19.08.2007Поражает глубина философских знаний автора,ее энциклопедичность и безграничная любовь к своему предмету.ЕЕ книги, статьи и методички для студентов и аспирантов -это целая энциклопедия философских наук.В своей стихии ей нет равных.Единственно о чем следует сожалеть, так это не внимание автора к русской религиозной философии, на которой сосредоточена любовь всего украинского и русского народов.Если бы Пиама углубилась в эту тему, нет сомнений, что читатели получили бы вторую Песню Песней.Жизнь занесла ее к академической науке, а читатель хотел видеть в ее лице философа - романтика, философа-мыслителя свободного полета.такого, каким были Мераб и Лев Шестов.А вообще Пиама Гайденко- талантливый ученый, и перед ее знаниями я готов преклонить свою голову.Считаю, что академическое начальство Москвы должно издать полное собрание сочинений автора, присвоить ей звание академика и выделить достойную пенсию, не ниже болтунов-депутатов.Очень бы хотел купить ее книги, но к сожалению, кнам они не доходят. Большой привет и ждем новых статей и книг!
Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться