koob.ru

Самолеты вертикального взлета «Харриер» и Як-38

Как известно, боевой самолёт наиболее уязвим на земле и на взлёте, а дорого стоящие взлётно-посадочные полосы — едва ли не главная статья расходов современных ВВС и первоочередная цель для вражеской авиации.

Поэтому авиаконструкторы десятилетиями бились над проблемой вертикального взлёта, но решить её удалось лишь освоив технологию управления вектором тяги, на основе которой созданы первые серийно выпускавшиеся СВВП — британский «Харриер» и советский Як−38.

Очень похожие внешне, эти самолеты вертикального взлёта и посадки имели совершенно разную судьбу.

Пройдя длинную эволюцию и превратившись из неуклюжего «прыгуна» в эффективную боевую машину, «Харриер» дебютировал во время Фолклендского конфликта, принимал участие во многих локальных войнах, от Персидского залива и Афганистана до Балкан, и остаётся в строю до сих пор.

В отличие от Як-38, который поднялся в воздух позже своего западного визави, но был снят с вооружения уже к началу 1990-х гг.

Почему его служба оказалось столь не долгой? Из-за чего эта технология, представлявшаяся столь перспективной, так и не смогла потеснить традиционные машины даже в палубной авиации? И есть ли у самолётов вертикального взлёта будущее — или они тупиковая ветвь в развитии авиапрома?

Добавить отзыв о книге
Авторы сайта
Георгий Ефимов & Владимир Никонов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться