koob.ru

Каптерев Н.Ф.. Книги онлайн

Каптерев Н.Ф.

Каптерев Николай Фёдорович (8 (20) июля 1847, село Клёново, Подольский уезд, Московская губерния — 18 (31) декабря 1917, Сергиев Посад) — русский историк церкви, член-корреспондент Императорской Академии наук. Старший брат П. Ф. Каптерева.

Родился в семье сельского священника. Окончил Звенигородское духовное училище, затем Вифанскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию (1868). По окончании курса исторического отделения в 1872 году он был оставлен при Академии для подготовки магистерской диссертации. В 1874 году его монография «Светские архиерейские чиновники в древней Руси» была опубликована и блестяще защищена на открытом магистерском диспуте в Московской духовной академии. О защите диссертации дала отчёт газета «Современные известия» (1874, № 266); ректор Академии А. В. Горский в личном письме в самых лестных выражениях отметил научные заслуги ученика.

С 1874 года доцент по кафедре древней гражданской истории МДА; экстраординарный профессор с марта 1883 года, ординарный профессор с декабря 1895 года — после защиты диссертации «Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707 гг.)». В 1898 году был удостоен звания заслуженного профессора. В мае 1905 года Вышел на пенсию по выслуге лет, почетный член МДА. Одновременно преподаватель географии в сергиевопосадской мужской гимназии (1876–1878). Статский советник (1883).

Удостоен степени доктора церковной истории (1885), но К. П. Победоносцев отменил решение Совета МДА и утверждение Синода, запретив публиковать работы Каптерева о Патриархе Никоне (1888), лауреат Макариевской (1885) и малой Уваровской (1888) премий, доктор церковной истории (1891), член Международного конгресса по доисторической археологии и антропологии (1892) и Общества истории и древностей российских при Московском университете (1893).

Лауреат половинной Макариевской премии (1891, 1899), посетил Святую Землю, Константинополь и Рим, награжден орденами Св. Гроба Господня и Золотым Крестом с частицей Животворящего Древа (1900), действительный статский советник (1902).

В 1894—1902 и 1910–1912 годах — городской староста Сергиева Посада; организовал в городе мужскую и женскую гимназии, строительство городской больницы. 17 ноября 1910 года был избран членом-корреспондентом Академии наук по Историко-филологическому отделению. Лауреат Уваровской премии (1912).

В 1912–1917 годах был членом IV Государственной думы от Московской губернии; представлял в Думе Партию прогрессистов. Член комиссий: по старообрядческим делам (председатель), народному образованию, делам Православной Церкви, вероисповедным вопросам, для обсуждения законопроекта о новом уставе университетов, председатель Дмитровского уездного комитета по оказанию помощи беженцам (1915), член комиссии при МВД для пересмотра действующих законоположений по делам Римско-Католической Церкви в России (1917). Член Поместного Собора по избранию от Государственной думы, не прибыл ввиду тяжелой болезни.

Скончался от воспаления лёгких.

Книги (5)

Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа
Раздел библиотеки: Христианство

«Время патриарха Иосифа несомненно было подготовительным временем и для реформы Никона. Первоначальные общие основы церковной реформы Никона были заложены еще в патриаршество Иосифа, и Никону пришлось потом только продолжить и шире развить то, что началось при Иосифе. Никону же, при его книжной справе, пришлось потом воспользоваться и теми лицами, которые для этой цели уже при Иосифе были приглашены государем в Москву из киевской Руси».

Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович. Том 1
Раздел библиотеки: Христианство

В фундаментальной работе «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» Н. Ф. Каптерев оспаривал выводы целого поколения исследователей, во главе с Н. И. Субботиным, которые стремились к идеализации роли Никона. Ученый отметил значение кружка протопопов-«боголюбцев», которые во главе с Иваном Нероновым задолго до Никона начали движение внутреннего церковного возрождения, и показал ужасные последствия Никоновских необдуманных действий.

Помимо этого он был первым историком, который подверг сомнению теорию «испорченности» или неправильности старорусского обряда. Он убедительно показал, что в русской церкви до середины XVII века был употребим обряд, существовавший в Византии до XII–XIII веков и сохранивший ряд черт ранних древневизантийских обрядов, в том числе и двуперстие. Книга отличается широтой источниковой базы, которая делает выводы ученого доказательными.

Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович. Том 2
Раздел библиотеки: Христианство

В фундаментальной работе «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» Н. Ф. Каптерев оспаривал выводы целого поколения исследователей, во главе с Н. И. Субботиным, которые стремились к идеализации роли Никона. Ученый отметил значение кружка протопопов-«боголюбцев», которые во главе с Иваном Нероновым задолго до Никона начали движение внутреннего церковного возрождения, и показал ужасные последствия Никоновских необдуманных действий.

Помимо этого он был первым историком, который подверг сомнению теорию «испорченности» или неправильности старорусского обряда. Он убедительно показал, что в русской церкви до середины XVII века был употребим обряд, существовавший в Византии до XII–XIII веков и сохранивший ряд черт ранних древневизантийских обрядов, в том числе и двуперстие. Книга отличается широтой источниковой базы, которая делает выводы ученого доказательными.

Светские архиерейские чиновники в древней Руси
Раздел библиотеки: История

Предлагаемый вниманию читателя труд ученого содержит три раздела, первый из которых представляет общие замечания по поводу светского архиерейского чиновничества в Древней Руси.

Во втором разделе рассказывается о чиновниках, заведовавших различными отраслями епархиального управления; чиновниках, занимавшихся управлением архиерейского двора, земель и крестьян, живших на них; а также чиновниках, занимавших исключительно придворные должности при архиерее и в управлении участия не принимавших.

Третий раздел рассказывает о причинах и времени учреждения патриарших приказов и их общем устройстве, а также говорит о влиянии этого на положение и значение светских архиерейских чиновников. Для всех интересующихся историей Церкви.

Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях
Раздел библиотеки: История

Когда в журнале Чтения в Обществе любителей духовного просвещения в 1883 году стали печатать третью главу этой книги под заглавием: Перенесение в Москву святыни с Востока, где на основании архивных документов мне пришлось признать, что под видом святыни, за которую московское правительство всегда давало подносителям ту или другую «денежную дачу», иногда привозили и вовсе не святыню, тогдашний духовный цензор архимандрит Амфилохий остановил дальнейшее печатание книги, так как она, по его мнению, дискредитирует святыню, привезенную с Востока, а между тем эта святыня и сейчас хранится в московском Архангельском соборе и пользуется почитанием со стороны русских.

Добавить отзыв об авторе
Библиотека «Куб» Почта