koob.ru

Кандинский В.В.. Книги онлайн

Кандинский В.В.

Василий Васильевич Кандинский (4 (16).12.1866, Москва — 13.12.1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник».

Он был сыном нерченского купца I гильдии Василия Кандинского (1832 − 1926), торговца чаем. Мать, Лидия Тихеева, происходила из прибалтийских немцев.

В 1871 году по состоянию здоровья отца семья переехала в Одессу, где родители развелись.

В 1885 году Василий Кандинский окончил гимназию в Одессе и поступил на юридический факультет Московского университета.

В 1889 году участвовал в этнографической экспедиции по Вологодской губернии, где познакомился с народным искусством и иконописью.

В 1893 году, после окончания университета с дипломом 1-й степени, он был оставлен на кафедре политической экономии и статистики, в 1895 году написал диссертацию, но оставил занятия наукой и посвятил себя искусству.

Он отказался от места профессора в Дерптском университете в Эстонии и в 1896 году уехал в Мюнхен учиться живописи.

Кандинский учился в школе Антона Ашбе, в 1900 году перешёл в Академию художеств в класс художника и скульптора Франца Штука.

В 1901 году Кандинский основал художественное общество «Фаланга», которое занималось организацией выставок молодых художников; 1902 году стал президентом общества. В 1902 году Кандинский также стал членом Берлинского сецессиона — объединения художников и скульпторов.

В начале 1900-х годов художник много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902 − 1908), затем городок Мурнау в Баварских Альпах.

В раннем творчестве Кандинского основой для создании красочных пейзажей служили натурные впечатления («Синий всадник», 1903). Середина и вторая половина 1900-х годов прошли под знаком увлечения русской стариной.

В картинах «Песня Волги» (1906), «Пёстрая жизнь» (1907), «Рок» (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна с приёмами пуантилизма (манера письма раздельными неизолированными мазками) и стилизацией под народный лубок.

Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу.

В этот период он исполнил альбомы гравюр «Стихи без слов» (1904) и «Ксилографии» (1909). Выставлялся в Берлинском сецессионе (с 1902), парижских «Осеннем салоне» (1904 − 1912) и салоне Независимых (с 1908), участвовал в групповых выставках в Мюнхене, Дрездене, Гамбурге, Берлине, Варшаве, Риме и Париже, а также в Москве (с 1902, 1906) и Санкт-Петербурге (1904, 1906).

Одновременно он писал корреспонденции о художественной жизни Мюнхена для журналов «Мир искусства» (1902) и «Аполлон» (1909 − 1910). В 1909 году Кандинский возглавил мюнхенское Новое художественное общество, созданное вследствие отказа организаторов сецессиона принять новаторские произведения.

В 1911 году из-за эстетических разногласий вышел из общества и вместе с немецким живописцем Францем Марком создал объединение «Синий всадник».

В 1912 году он выпустил одноимённый альманах, который стал программным документом художественного авангарда. В 1911 году Кандинский исполнил первую абстрактную акварель, в 1911 − 1913 годах написал серии беспредметных картин «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции».

В 1912 году Кандинский выпустил книгу «О духовном в искусстве», в которой дал первое теоретическое обоснование абстрактного искусства; прислал одноимённый доклад на Всероссийский съезд художников в Петербурге (декабрь 1911 года — январь 1912 года).

В 1913 году издал поэтическую книгу Klange («Звуки») в сопровождении ксилографий.

В октябре 1912 года в галерее берлинского объединения Der Sturm состоялась первая персональная выставка художника. В издательстве объединения был опубликован его альбом картин Ruckbliсke, а также ряд теоретических трудов.

В начале Первой мировой войны (1914 — 1918) Кандинский вернулся в Россию. После Октябрьской революции 1917 года был занят в основном реорганизацией художественной жизни.

В 1918 году он вошёл в Коллегию ИЗО Наркомпроса, в 1919 году стал членом Международного бюро ИЗО Наркомпроса, одним из организаторов и учёным секретарем Музея живописной культуры в Петрограде.

В 1920 году был директором Института художественной культуры (ИНХУК) в Москве и профессором Московского университета, в 1921 году — вице-президентом Российской академии художественных наук.

Участвовал в ряде выставок художников. В конце 1921 года Кандинский был командирован в Берлин для создания международного отдела Академии художественных наук и решил не возвращаться в Россию.

1922 году по предложению архитектора Вальтера Гропиуса преподавал настенную живопись и теорию формы в учебном центре «Баухауз» в Веймаре (Объединение художественной академии Веймара и училища прикладного искусства; с 1925 года — в Дессау).

В «Баухаузе» художник получил всемирное признание лидера абстрактного искусства. В 1920 − 1930-е Кандинский создал альбом гравюр «Малые миры» (1923), абстрактные декорации к «Картинкам с выставки» Модеста Мусоргского для театра в Дессау (1928), проект оформления Музыкальной комнаты для Международной архитектурной выставки в Берлине (1931).

Ежегодно проводил персональные выставки в Европе и США, участвовал совместно с Явленским, Фейнингером и Клее в выставках группы «Синяя четвёрка», в международных выставках и выставках русского искусства.

В этот период им была написана книга «Точка и линия на плоскости» (1926), которая была переведена на несколько языков. В 1933 году после закрытия «Баухауса» нацистами Кандинский переехал во Францию, в 1939 году получил французское гражданство.

В Германии его работы были продемонстрированы в пропагандистских целях на выставке «Дегенеративное искусство» (1937), а затем изъяты из музеев.

В 1936 − 1944 годах Кандинский проводил персональные выставки в парижской галерее J.Bucher, выставлялся в галерее Neumann, Музее современного искусства, Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке, галерее Гуггенхейма в Лондоне.

В ноябре-декабре 1944 года состоялась последняя прижизненная персональная выставка художника в Париже.

В настоящее время Кандинский является одним из самых дорогих русских художников. На аукционах его творения оцениваются в десятки миллионов долларов. В 2007 году в России учреждена Премия Кандинского — одна из наиболее важных национальных наград в области современного искусства.

Книги (1)

Великие художники. Том 57. Василий Васильевич Кандинский
Раздел библиотеки: Искусство

Автор текста: А. Майкапар.

Фантазия художника, как и ощущение зрителя сопричастности его творчеству, может воспламеняться и угасать, сталкиваясь порой с ничтожными, на первый взгляд, обстоятельствами: наше настроение меняется от промелькнувшего образа, от неожиданно изменившегося освещения, от долетевшего до нашего слуха звука...

Всё это может породить в воображении захватывающие образы. Один лишь миг — и потом он помнится всю жизнь, как сладкий сон.

Но такое впечатление может оказаться эфемерным, и любая попытка осознать свои ощущения — хотя бы только в мыслях и для себя — способна навсегда загубить их. Это очень тонкие психические состояния, знакомые истинному художнику.

«Я был однажды очарован в собственной моей мастерской неожиданным зрелищем, — вспоминал Кандинский. — Сумерки надвигались. Я возвращался домой с этюда ещё углублённый в свою работу и мечты о том, как следовало бы работать, как вдруг увидел перед собой неописуемую прекрасную, пропитанную внутренним горением картину.

Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен.

И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоявшая на боку, но я сейчас же различал на ней предметы, не хватало только тонкой лессировки сумерек. В общем, мне стало в тот день бесспорно ясно что предметность вредна моим картинам».

Кандинский принадлежит к числу тех художников познание творчества которых должно идти в двух направлениях: знакомство с живописными творениями и изучение теоретического наследия.

Только при таком синтезе реально в более или менее полной степени осознать значение созданных им произведений и его места в мировом искусстве.

Нужно отметить, что в случае с Кандинским, как правило, не получается просто объяснить содержание его картин (многие из них обозначены номерами — «Импровизация 5», например, или «Композиция 8»).

Можно лишь пытаться обратить внимание на какие-то аспекты или особенности с тем, чтобы пробудить в зрителе его собственное понимание смысла данных работ. И смыслов у одного творения — множество (в сущности, столько, сколько зрителей).

Добавить отзыв об авторе
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться