koob.ru

Якубович Н.В.. Книги онлайн

Якубович Н.В.

Николай Васильевич Якубович (7.12.1947) — российский историк, инженер авиации, автор книг о самолётах, вертолётах и ракетно-космической технике.

Окончил Московский авиационный институт инженер-механик по самолётостроению. Работал в НИИ ВВС, ЦАГИ, ЦНИИМаш, КБ «Звезда». Автор 10 технических изобретений и целого ряда научных трудов.

В 1996 году Николай Васильевич увлёкся литературной деятельностью, написал свыше 70 книг и 300 журнальных публикаций, касающихся авиационной и ракетно-космической техники.

Николая Якубовича интересуют темы: биографии и разработки конструкторов, создавших успешные модели перехватчиков, истребителей, бомбардировщиков и самолётов другого назначения; истории о великих пилотах; развитие самолётной индустрии.

Публикации историка содержат энциклопедические данные о боевой технике, а также знакомят читателя с историческими фактами времён Великой Отечественной войны.

Книги (41)

Me-262. Первенец реактивной эры

С этого самолёта началась эра боевой реактивной авиации. Этот проект произвёл настоящую революцию в авиастроении.

Некоторые историки даже называют Ме-262 «лучшим истребителем Второй Мировой» и «грозой «Летающих крепостей», приводя в пример легендарный воздушный бой 7 апреля 1945 года, в котором эскадрилья турбореактивных «мессершмиттов» сбила 25 (!) бомбардировщиков В-17.

Казалось бы, появление подобного самолёта, сочетающего рекордную скорость с мощнейшим вооружением и на голову превосходящего противников, должно было вернуть Люфтваффе господство в воздухе.

Однако этого не произошло. Почему? Кто виноват в том, что III Рейх так и не смог реализовать своё превосходство в реактивной авиации? Гитлер, настоявший на выпуске Ме-262 в первую очередь в варианте блиц-бомбардировщика, что задержало его освоение как минимум на полгода?

Козни конкурентов, преуспевших в «подковёрной борьбе»? Или были и другие, более важные причины, почему Ме-262 так и не оказал заметного влияния на ход боевых действий?

Книга ведущего историка авиации — лучшее на сегодняшний день исследование создания и боевого применения легендарного самолёта, по праву считающегося первенцем реактивной эры.

Боевой вертолет Ми-28
Раздел: История

Несмотря на почти сорокалетний опыт создания и применения боевых вертолётов, концепция машины такого назначения в нашей стране до сих пор окончательно не утвердилась.

Достаточно убедительным примером тому является создание в Советском Союзе двух прямо противоположных по концепции вертолётов: двухместного Ми-28 классической схемы и одноместного Ка-50, выполненного по соосной схеме.

Единого мнения о преимуществах того или иного типа пока нет ни у заказчика, ни у разработчика.

Более того, сначала победителем конкурса на новый боевой вертолёт был объявлен Ка-50, а несколько лет назад всё изменилось, и на первый план вышел Ми-28Н «Ночной охотник».

Издание познакомит вас с отечественным боевым вертолётом Ми-28.

Боевые самолеты Туполева

Вся история отечественной авиации неразрывно связана с именем Андрея Николаевича Туполева.

Под его руководством в начале 1930-х гг. были созданы тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) и скоростной СБ (АНТ-40), на тот момент не имевшие себе равных.

Его «летающие крепо­сти» ТБ-7 уже в августе 1941 г. бомбили Берлин, а великолеnный Ту-2 по праву считается одним из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой.

Его Ту-95, Ту-16 и Ту-22 обеспечили безопас­ность нашей страны в годы «холодной войны», а революционные по тех­нологии и непревзойдённые по ударной мощи ракетоносцы Ту-22М3 и Ту-160 по сей день составляют основу дальней авиации ВВС России.

В книге подробно рассказывается о боевых самолетах А.Н. Туполева и eго прославленного КБ - с 1920-х до наших дней.

Боевые самолеты Яковлева

Всё о создании, производстве и боевом применении авиашедевров великого конструктора!

Его Як-1 по праву считался лучшим советским истребителем начального периода войны. Як-7 впервые позволил советским лётчикам сражаться с немецкими асами на равных. «Заслуженный фронтовик» Як-9 стал самым массовым самолётом Второй Мировой.

А легендарный Як-3 заслуженно прозвали «чудо-машиной», «мечтой пилота» — такого лёгкого и маневренного истребителя не было ни у одной воюющей страны: по своим лётным данным «ЯК» превосходил и немецкие Ме-109, и американскую «Аэрокобру», и британский «Спитфайр».

После войны ОКБ Яковлева продолжало удерживать лидирующие позиции в отечественном военном самолётостроении. Под его руководством были созданы первый советский реактивный истребитель Як-15, барражирующие перехватчики Як-25 и Як-28, многоцелевой сверхзвуковой самолет вертикального взлёта Як-141 и др.

В этой энциклопедии вы найдёте исчерпывающую информацию обо всех боевых машинах, разработанных в прославленном ОКБ за две трети века — с Великой Отечественной войны до наших дней.

Великий Бартини

Этот великий авиаконструктор не получил мирового признания при жизни, хотя оставил заметный след в истории самолётостроения, а теперь его всё чаще величают «тайным вдохновителем советской космической программы» и даже «учителем Королёва».

Судьба его трагична и загадочна — недаром Роберто Бартини стал прообразом булгаковского Воланда из «Мастера и Маргариты».

Его дальний арктический разведчик ДАР на целое поколение опередил своё время, «Сталь-6» был самым быстрым истребителем начала 1930-х гг., а созданый на базе сверхскоростного «Сталь-7» дальний бомбардировщик Ер-2 уже летом 1941-го бомбил Берлин. Однако сам Бартини в это время «мотал срок» в ГУЛАГе по политической 58-й статье.

Почему итальянский аристократ-коммунист, эмигрировавший в СССР (с тех пор во всех анкетах в графе «национальность» Бартини писал «русский») и ставший одним из лидеров советского авиапрома, был осуждён как «фашистский шпион»?

По чьей вине он отсидел полный срок (хотя других репрессированных авиаконструкторов освобождали из «шарашек» после успешных проектов) и до конца жизни фактически находился в опале?

Отчего один из величайших новаторов советской авиации, создатель первых экранопланов, был для начальства «головной болью»?

И как, несмотря на все препятствия, ему удалось сдержать свою юношескую клятву, «посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных» (эти слова начертаны на могиле Р.Л. Бартини).

Великий Ильюшин
Раздел: История

К 120-летию гения авиации! Самая полная творческая биография великого авиаконструктора, чей легендарный Ил-2, по словам Сталина, «нужен был нашей Красной Армии как воздух, как хлеб».

Подлинная история всех проектов С.В. Ильюшина — как военных, так и гражданских, от первых опытных моделей 1930-х гг. до современных авиалайнеров.

Мало кому из конструкторов удаётся создать больше одного по-настоящему легендарного самолёта, достойного войти в «высшую лигу» мировой авиации. У ильюшинского КБ таких шедевров более десятка.

Военно-транспортный гигант Ан-22 «Антей»

«РУССКОЕ ЧУДО» — так отзывались об этом военно-транспортном самолёте посетители авиасалона в Ле-Бурже, где Ан-22 «Антей» был впервые показан публике летом 1965 года. «ЛЕТАЮЩИМ СОБОРОМ» окрестили эту гигантскую машину острые на язык французские журналисты.

Поставив мировой рекорд грузоподъёмности — до 100 тонн! в два с половиной раза больше, чем американский С-141! — отличившись и в Афганистане, и в Чечне, и в других «горячих точках», «Антей» остаётся в строю почти полвека.

Комплексное внедрение новейших технологий и повышение культуры производства позволили создать настоящий авиашедевр, пригодный для решения как военных, так и гражданских задач, а феноменальные эксплуатационные характеристики, способность работать с неподготовленных грунтовых и заснеженных аэродромов сделали его незаменимым не только для нефтяников, но и при ликвидации последствий стихийных бедствий.

В этой книге вы найдёте исчерпывающую информацию о создании и боевом применении легендарного военно-транспортного самолёта, который до сих пор поражает колоссальными размерами, величественным внешним видом и неповторимо «поющим» голосом турбин.

Все авиашедевры Сухого — от Су-2 до Су-27 и Т-50

Как сказал о всепогодном истребителе-перехватчике Су-15 дважды Герой Советского Союза Маршал авиации Я.Е. Савицкий: «Сделай Сухой один этот самолёт, его уже можно было бы назвать великим конструктором, а на счету Павла Осиповича ещё много авиашедевров!».

Это на его рекордном АНТ-25 Чкалов совершил легендарный перелёт через Северный полюс в Америку.

Его Су-2 должен был стать основным ближним бомбардировщиком сталинских ВВС, а великолепный штурмовик Су-6 по всем статьям превосходил прославленный Ил-2.

Его сверхзвуковые истребители-бомбардировщики Су-7 и Су-17 участвовали в десятках войн, от Ближнего Востока, Африки и Афганистана до Ливии и Сирии.

Перехватчики Су-9 и Су-15, прозванный «пожирателем «боингов», надёжно прикрыли советское небо.

Грозный штурмовик Су-25 «Грач» стал достойным наследником «Летающего танка». Фронтовой бомбардировщик Су-24 отличился в обеих Чеченских войнах и при разгроме Грузии.

Эпохальный Су-27 по праву считается одним из лучших тяжёлых истребителей в мире. А новейший Т-50 бросает вызов американским «Рапторам».

В книге ведущего историка авиации можно найти исчерпывающую информацию о жизни и судьбе гениального авиаконструктора и обо всех проектах его знаменитого ОКБ.

Все боевые вертолеты СССР и России

Всё о становлении, развитии и достижениях отечественного вертолётостроения. Глубокий анализ его основных направлений и творческой дуэли двух великих авиаконструкторов — М.Л. Миля и Н.И. Камова, первый из которых сделал ставку на одновинтовые машины, а второй развивал соосную схему, но оба создали настоящие авиашедевры.

Исчерпывающая информация о производстве и боевом применении всех отечественных вертолётов военного назначения, а также об эволюции вертолётного дела в СССР и РФ за три четверти века — от первых проектов начала 1940-х годов до прославленного Ми-8, который до сих пор закупают больше стран, чем легендарный автомат Калашникова, и от ветерана Афганской и Чеченской войн Ми-24 до суперсовременных Ми-28 и Ка-52, которым принадлежит будущее.

Все боевые самолеты Туполева

Первая полная энциклопедия боевых самолётов А.Н. Туполева!

Исчерпывающая информация о создании, производстве и боевом применении авиашедевров великого конструктора, с именем которого неразрывно связана вся история отечественных ВВС.

Это под его руководством в начале 1930-х гг. были созданы тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) и скоростной СБ (АНТ-40), на тот момент не имевшие себе равных.

Его «летающие крепости» ТБ-7 уже в августе 1941 года бомбили Берлин, а великолепный Ту-2 по праву считается одним из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй Мировой.

Его «суперкрепость» Ту-4 стала первым советским самолётом, способным нанести ответный ядерный удар по Америке, Ту-95, Ту-16 и Ту-22 обеспечили безопасность нашей страны в годы Холодной войны, а революционные по технологии и непревзойдённые по ударной мощи ракетоносцы Ту-22М3 и Ту-160 по сей день составляют основу дальней авиации ВВС России.

Все МиГи. Боевые самолеты Микояна

Первая иллюстрированная энциклопедия прославленного авиабренда! Исчерпывающая информация обо всех боевых самолетах, носивших гордое имя «МиГ». Эта стремительная аббревиатура вписана в историю авиации золотом.

Эти истребители стали гордостью отечественного авиапрома и отличились во всех войнах СССР: высотные МиГ-3 составляли костяк нашей ПВО в первые, самые трудные годы Великой Отечественной; МиГ-15 очищали небо Кореи от «Летающих крепостей» и на равных сражались с новейшими «Сейбрами»; МиГ-21 сбивали американские «Фантомы» над Северным Вьетнамом и израильские «Миражи» над Голанскими высотами.

Вся история ОКБ им. Микояна — длинная летопись побед, достижений и рекордов.

Первый отечественный реактивный самолет Миг-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км-ч.; наконец, прославленный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвёртого поколения, «мечтой любого пилота»...

Менее известен вклад Микояна в космические победы СССР, а ведь именно под его руководством создавались искусственные спутники Земли и сверхсекретный пилотируемый воздушно-космический самолёт «Спираль», не имеющий себе равных.

Снимая гриф секретности, эта книга восстанавливает подлинную историю «МиГа» за три четверти века, от Великой Отечественной до наших дней. Это творческая биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.

Все самолеты Ильюшина

Самая полная энциклопедия самолётов С.В. Ильюшина. Исчерпывающая информация обо всех проектах гения авиации и его прославленного КБ, — как военных, так и гражданских, от первых опытных моделей 1930-х гг. до современных авиалайнеров.

Мало кому из авиаконструкторов удаётся создать больше одного по-настоящему легендарного самолёта, достойного войти в «высшую лигу» мировой авиации.

У ильюшинского КБ таких шедевров более десятка. Непревзойдённый Ил-2 поправу считается лучшим штурмовиком Второй Мировой, Ил-4 — выдающимся бомбардировщиком, Ил-28 — «гордостью советского авиапрома», а военно-транспортный Ил-76 в строю уже 40 лет!

Не менее впечатляют и триумфы заслуженного ОКБ в гражданском авиастроении — «илы» успешно конкурировали с лучшими зарубежными авиалайнерами, четыре самолёта, носивших имя С.В. Ильюшина, выбирали советские руководители, а Ил-96 и поныне «борт №1» российских президентов.

Все самолеты Лавочкина

Первая полная энциклопедия боевых самолетов С.А. Лавочкина и его прославленного ОКБ!

Всё о легендарных истребителях, ставших символом Великой Победы, и послевоенных проектах гениального авиаконструктора.

Как неудачный ЛаГГ-3, который на фронте прозвали «лакированным гарантированным гробом», превратился в лучший истребитель Великой Отечественной?

Кто из советских асов воевал на Ла-5ФН и Ла-7, перехвативших у Люфтваффе господство в воздухе? И как рождалась советская реактивная авиация?

Ведь именно Лавочкин стоял у её истоков — это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» — и тепловой барьер.

Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар Холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.

Все самолеты-разведчики СССР. Глаза армии и флота

Первой «военной профессией» новорождённой авиации была воздушная разведка. Первым массовым аэропланом СССР стал разведчик Р-1.

Первые боевые самолеты, разработанные под руководством А.Н. Туполева и А.С. Яковлева, — это разведчики Р-3 и Р-12.

Вообще, в 1920 — 1930-е гг. развитию разведывательной авиации в Советском Союзе уделялось повышенное внимание, что привело к созданию таких авиашедевров, как легендарный Р-5 или экспериментальный стратосферный БОК-11.

Однако впоследствии возобладала другая стратегия — от производства специализированных разведчиков отказались, сделав ставку на оснащённые фотоаппаратурой серийные истребители и бомбардировщики.

Оправдал ли себя такой подход? Почему не удалось принять на вооружение ничего равноценного прославленной «Раме» Fw.189 или немецким высотным разведчикам Hs.130 и Ju.86R, в разгар войны свободно летавшим и над Москвой, и над Британией?

Чем ответил СССР на появление американских стратегических разведчиков U-2 и SR-71?

В данной книге вы найдёте не только ответы на эти вопросы, но и исчерпывающую информацию обо всех типах отечественных самолетов-разведчиков — массовых и экспериментальных, поршневых и реактивных, лёгких и дальних, корабельных и сухопутного базирования, радиотехнической разведки и дальнего радиолокационного обнаружения, — а также о разведывательных вертолётах-корректировщиках и целеуказателях.

Дальний бомбардировщик Ер-2

Автор рассказывает о дальнем бомбардировщике Ep-2, которому было суждено стать «самолётом несбывшихся надежд».

Вы познакомитесь с историей создания, описанием конструкции, модификациями, опытом боевого применения и вариантами окраски этой машины.

Истребитель Ла-5. Сломавший хребет Люфтваффе

История создания Ла-5 драматична и парадоксальна. Это история чудесного превращения откровенно неудачной машины, прозванной лётчиками «лакированным гарантированным гробом», в один из лучших истребителей Второй мировой войны.

Установка на перетяжелённый и неповоротливый ЛаГГ-3 нового мощного мотора буквально преобразила этот грузный тихоходный самолёт в великолепный Ла-5, скоростной, приёмистый, маневренный, мало в чём уступавший лучшим истребителям Люфтваффе.

А модернизированные Ла-5ФН не только догнали, но и превзошли последние модификации «фоккеров» и «мессеров», обеспечив нашей авиации господство в воздухе.

Именно на «Лавочкиных» воевали двое из пяти лучших советских асов — непревзойдённый Иван Кожедуб, на боевом счету которого 63 победы, и Кирилл Евстигнеев, сбивший 56 самолётов противника.

Советское правительство высоко оценило труд создателей прославленного истребителя. В 1943 году Главному конструктору С.А. Лавочкину было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Истребитель Ла-7. Гроза реактивных «мессеров»

Среди военных лётчиков высокоманевренный и простой в эксплуатации Ла-7 наравне с Як-3 считался одним из лучших истребителей Второй мировой войны.

Приняв боевое крещение в 1944 году, Ла-7 продемонстрировал в воздушных боях полное превосходство над «мессершмиттами», «фоккерами», «лайтнингами» и прочими зарубежными «авиашедеврами».

Истребитель наиболее полно соответствовал формуле А.И. Покрышкина «Скорость, маневр, огонь», и этим заслужил любовь и уважение наших авиаторов.

На Ла-7 воевали такие прославленные лётчики, как трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб, одним из первых уничтоживший реактивную надежду Гитлера самолет Ме-262, дважды Герои Советского Союза Амет-Хан Султан, А.В. Алелюхин, В.Д. Лавриненков. Эти и другие летчики, ставшие национальными героями, в боях подтвердили лучшие стороны машины.

Боевая карьера Ла-7 завершилась осенью 1945 года на Дальнем Востоке, но постаревший ветеран хотя и использовался лишь для учебных целей, продолжал служить до начала 1950-х. Книга воздаёт должное одному из наиболее любимых нашими авиаторами, легендарному истребителю Ла-7.

Истребитель Ла-9
Раздел: История

Соавторы: Котельников В.Р., Орлов М.В.

Издание посвящено советскому истребителю Ла-9, принявшему участие в войне в Корее.

Вы познакомитесь с историей создания, описанием конструкции, модификациями, опытом боевого применения и вариантами окраски этой машины.

Истребитель ЛаГГ-3
Раздел: Разное

Соавтор: Орлов М.В.

Издание посвящёно советскому истребителю ЛаГГ-3.

Эта машина внесла заметный вклад в действия нашей авиации в первые годы Великой Отечественной войны.

Вы познакомитесь с историей создания, описанием конструкции, модификациями и вариантами окраски.

Истребитель МиГ-21 Рождение легенды

Издание посвящено истории создания и боевого применения одного из самых знаменитых самолетов — истребителя МиГ-21.

Она охватывает период с 1953 года до наших дней.

В ней рассмотрены все этапы создания боевой машины, начиная с первых набросков и кончая учебно-тренировочными вариантами.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующих историй отечественной авиации.

Ла-7, Ла-9, Ла-11. Последние поршневые истребители СССР

Вступив в Великую Отечественную войну на истребителях, во всём уступавших немецкой авиатехнике, «сталинские соколы» завершили Вторую Мировую на великолепных Ла-7 и Як-3, превосходивших не только «мессеры» и «фоккеры», но и «спитфайры» с «лайтнингами».

Именно на Ла-7 воевал лучший советский ас Иван Кожедуб, одним из первых сбивший реактивный Ме-262 и заваливший в небе над Берлином пару американских «мустангов».

Победное окончание войны и перевод страны «на мирные рельсы» позволили авиастроителям перейти от деревянных конструкций к цельнометаллическим.

Так появились последние поршневые истребители СССР — оснащённый четырьмя 23-мм пушками убийца «Летающих крепостей» Ла-9 и отличавшийся огромной дальностью истребитель сопровождения Ла-11, которым довелось сбивать американские самолёты-разведчики, нарушавшие советскую границу, и драться в небе Китая и Кореи.

В этой книге вы найдёте исчерпывающую информацию о последних винтомоторных истребителях, ставших венцом развития поршневой авиации СССР.

МиГ-29. Истребитель «невидимок»

27 марта 1999 года, в ходе очередного налёта на Югославию, был потерян американский самолет-«невидимка» F-117, который сам оказался слепым, — попадание ракеты стало для его пилота полнейшей неожиданностью, т.к. не сработала система оповещения.

Каково же было удивление военных, когда выяснилось, что хвалёный «стеллс» сбили не сербские зенитчики, а МиГ-29 раннего экспортного варианта, по всем статьям уступавший современным модификациям этого легендарного истребителя!

Его история началась ещё в годы Вьетнамской войны, когда большие потери тяжёлых «фантомов» заставили американцев пойти по пути создания лёгкого одномоторного самолёта воздушного боя, способного выйти победителем из «собачьей свалки», — так родился F-16 «Fighting Falcon».

СССР ответил разработкой сверхманевренного фронтового истребителя 4-го поколения МиГ-29, который быстро совершенствовался, стал многоцелевым и получил широкое распространение во всём мире — сегодня его можно встретить на всех континентах, кроме разве что Антарктиды.

Венцом эволюции «мига» стали его варианты «ОВТ» со всеракурсными поворотными соплами, позволяющими выполнять в воздухе поистине цирковые номера, и МиГ-35 поколения 4++, способный на равных сражаться не только с «фалконами», «суперхорнетами», «еврофайтерами», «гриппенами» и «рафалями», но даже с истребителями 5-го поколения.

Правда, разработчики разрекламированного F-22 «Raptor» утверждают, что их машина превосходит всё, что имеется на вооружении у России, но ведь тоже самое говорили и про F-117 — пока «устаревший» МиГ-29 не завалил «невидимку» первой же ракетой!

В книге ведущего историка авиации можно найти подробные сведения обо всех модификациях прославленного истребителя и всех случаях его боевого применения.

МиГ-31. Непревзойденный истребитель-перехватчик

Появление сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31 стало для Советского Союза настоящим противоядием против угроз с воздуха внешнего противника.

Уже в начале 1980-х НАТО присвоило ему кодовое имя «Супер Фоксбэт» — «Летучая лисица», предполагая, что это модификация перехватчика МиГ-25ПД.

Однако спустя несколько лет эту новую машину назвали Foxhound — «Лисья гончая».

Одна из первых встреч МиГ-31 с самым скоростным самолётом современности SR-71 произошла 8 марта 1984 года. Тогда пара «мигов» «зажала» американца в нейтральных водах, и он, так и не решив поставленную задачу, ушёл от нашей границы.

В следующем году на острове Сахалин отряд из четырёх МиГ-31 выполнил несколько демонстрационных полётов, в результате которых активность авиации японцев и их заокеанских партнёров заметно снизилась.

Зачастую МиГ-31 относят к числу самых совершенных самолётов-перехватчиков современности, и недаром его называют «Несравненным» — есть за что.

В книге ведущего специалиста авиатехники вы найдете исчерпывающую информацию об истребителе-перехватчике МиГ-31 — его боевых возможностях, модификациях, например, предназначенных для выведения на орбиту вокруг Земли космических аппаратов, и его вершине — многоцелевом МиГ-31БМ.

Мясищев. Неудобный гений
Раздел: История

Его вклад в историю мировой авиации ничуть не меньше заслуг Туполева, Ильюшина, Лавочкина и Яковлева — однако до сих пор имя Владимира Михайловича Мясищева остаётся в тени его прославленных коллег.

А ведь предложенные им идеи и технические решения по праву считаются революционными.

Именно его КБ разработало первый отечественный межконтинентальный бомбардировщик М-4, первый сверхзвуковой стратегический бомбардировщик М-50 и первый в мире «космический челнок».

Но несмотря на все заслуги, огромный талант и организаторские способности, несмотря на то что многие историки прямо называют Мясищева «гением авиации», его имя так и не обрело всенародной известности — возможно, потому, что руководство советской авиапромышленности считало его «неудобным» конструктором, слишком опередившим своё время.

Эта книга, созданная на основе рассекреченных архивных материалов и свидетельств очевидцев, — первая отечественная биография великого советского авиаконструктора.

Наша авиация в Битве за Берлин. Победа «сталинских соколов»

«С именем Сталина — вперёд на Берлин!» — этот приказ маршала Жукова был зачитан «сталинским соколам» в ночь на 16 апреля 1945 года.

В пять утра в небе над Зееловскими высотами вспыхнули ослепительные красные факелы, видимые с расстояния до 90 км, — это были световые авиабомбы ЦОСАБ-100, подавшие сигнал к штурму Берлина.

Час спустя армады краснозвёздных бомбардировщиков и штурмовиков нанесли сокрушительный удар по немецким позициям... Так началась грандиозная Битва за Берлин, в которой участвовали более 8000 советских самолетов.

По данным разведки, в Люфтваффе числились до 4000 машин, однако из-за нехватки топлива и пилотов далеко не все они смогли подняться в воздух, и главную угрозу для наших лётчиков в ходе Берлинской стратегической наступательной операции представляла зенитная артиллерия противника.

Но, несмотря на отчаянное сопротивление Люфтваффе, крайне неблагоприятные метеоусловия и густой дым от пожаров, снижавший видимость, «сталинские соколы» захватили полное господство в воздухе, сокрушая вражеские укрепления и расчищая путь войскам мощными 500- и 1000-килограммовыми бомбами...

Книга восстанавливает хронологию боевого применения советской авиации в Битве за Берлин. Это полная летопись последнего воздушного сражения Великой Отечественной, итогом которого стала безоговорочная капитуляция Рейха.

Неизвестный Антонов
Раздел: История

Его называют «последним великим авиаконструктором XX века». Он создал 22 типа самолётов, в том числе самые большие и грузоподъёмные в мире, ставшие «визитной карточкой» нашей страны.

Именно его машине принадлежит абсолютный рекорд продолжительности активной службы — легендарный Ан-2 серийно выпускался более полувека!

А всего на счету прославленного «антоновского» КБ около 500 авиационных рекордов, большинство из которых не побиты до сих пор.

Хотя Олег Константинович Антонов получил всемирное признание как конструктор гражданских и транспортных самолётов, его КБ активно работало и в военной области, о чём прежде не принято было упоминать.

Лишь специалисты знают, что среди первых самостоятельных проектов Антонова были разработки фронтового реактивного истребителя и реактивного «летающего крыла».

И даже «кукурузник» Ан-2 должен был иметь несколько боевых модификаций: ночной разведчик и корректировщик артиллерийского огня, высотный истребитель аэростатов и даже турбореактивный «стратосферный биплан» с «потолком» около 20 км!

В книге ведущего историка авиации подробно рассказано обо всех самолётах великого авиаконструктора, как гражданских, так и военных, серийных и экспериментальных, общеизвестных и почти забытых — от планеров 1930-х годов до транспортных гигантов «Руслан» и «Мрия», равных которым нет в мире.

Неизвестный Лавочкин
Раздел: История

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы.

Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации — это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, барьер.

Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.

Неизвестный Яковлев
Раздел: История

Эта книга восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора во всей её полноте, без «белых пятен» и купюр, не замалчивая провалов и катастроф, не занижая побед и заслуг Александра Сергеевича Яковлева перед Отечеством, дважды удостоившим его звания Героя Социалистического Труда.

Неизвестный «МиГ»

Это слово понятно без перевода в любой точке мира. Эти легендарные истребители всегда оправдывали своё стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР.

Высотные скоростные МиГ-3, на которых держалась наша ПВО в начале Великой Отечественной, надёжно защитили Москву от немецких налётов.

Вся история ОКБ им. А.И. Микояна — это летопись рекордов, достижений и побед. Эта книга восстанавливает подлинную историю МиГа за три четверти века. Это биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.

Первые сверхзвуковые истребители МиГ-17 и МиГ-19

Эти легендарные самолеты стали первыми сверхзвуковыми истребителями СССР — если МиГ-17 позволил вплотную приблизиться к звуковому барьеру, а наиболее подготовленным пилотам-испытателям и перешагнуть его, то МиГ-19 сделал сверхзвук повседневной нормой.

Эти авиашедевры по праву считаются гордостью советских ВВС и «визитной
карточкой» отечественного авиапрома. «Звёздным часом» МиГ-17 была Вьетнамская война, где американцы расплачивались двумя своими самолётами за каждый сбитый «миг», а из 49 «фантомов», потерянных в 1972 году, 43 были на счету этих истребителей.

Не менее впечатляющих результатов добились в роли перехватчиков и МиГ-19, «завалившие» американский стратегический разведчик RB-47 «Стратоджет» над Баренцевым морем и не раз пресекавшие разведывательные полёты противника над территорией ГДР.

Эта книга восстанавливает историю создания, производства и боевого применения первых советских сверхзвуковых истребителей.

Первый реактивный бомбардировщик Ил-28

Этот легендарный самолёт стал первым реактивным фронтовым бомбардировщиком, а затем и носителем первой советской серийной атомной бомбы, приняв участие в ядерных испытаниях под Семипалатинском и единственных войсковых учениях с применением атомного оружия на Тоцком полигоне.

После первого публичного показа Ил-28 на майском параде 1950 года натовское командование присвоило этому самолёту кодовое имя Butcher («Мясник», «Палач»), но позднее переименовало в Beagle («Гончая»).

Отличные лётные данные, надёжность, низкая цена (двухмоторный Ил-28 был дешевле одномоторного МиГ-15), современное оборудование («ил» имел радиолокационный прицел, которого не было уего ближайшего конкурента британской «Кан берры», а американцам до середины 1950-х гг. вообще не удавалось запустить в производство реактивный фронтовой бомбардировщик) — создатели советского авиашедевра получили Сталинскую премию по заслугам.

В общей сложности было выпущено более 6000 Ил-28 (не только бомбардировщиков, но и торпедоносцев, разведчиков, постановщиков помех, зондировщиков атмосферы и т.п.), которые поставлялись в 20 стран, от Польши и ГДР до Кубы, Индонезии, Северной Кореи, Марокко, Вьетнама, Нигерии, Сомали и даже Финляндии, а Чехословакия и Китай наладили собственное производство этих самолётов.

Реактивные первенцы СССР — МиГ-9, Як-15, Су-9, Ла-150, Ту-12, Ил-22 и др.

Когда в конце Великой Отечественной «сталинские соколы» впервые столкнулись в бою с реактивными самолетами Люфтваффе, истребитель-бомбардировщик Me-262 произвёл на советских специалистов такое впечатление, что они пытались «пробить» решение о его производстве в СССР.

Однако руководство страны предпочло сделать ставку на отечественную промышленность, используя трофейные немецкие технологии, а не копируя их.

В кратчайшие сроки наши ведущие КБ — Яковлева, Микояна, Сухого, Лавочкина, Туполева, Ильюшина и др. — разработали более 25 реактивных самолетов, самыми удачными из которых оказались МиГ-9 и Як-15/17...

В этой книге вы найдёте исчерпывающую информацию обо всех первенцах реактивной эры и первом послевоенном поколении авиации СССР, а также об экспериментальных направлениях, оказавшихся «тупиковыми», — ракетных, пульсирующих и прямоточных силовых установках.

Самолеты Р.Л. Бартини
Раздел: История

Автор на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов знакомит читателей с необычными самолётами и экранопланами, спроектированными Робертом Бартини, приехавшим в СССР из Италии в 1923 г. и посвятившим жизнь развитию советской авиации.

Сирийская премьера. Многоцелевые самолеты Су-30, Су-34 и Су-35

2 октября 2015 года Cу-34 совершили первый боевой вылет в Сирии, а спустя три дня экипажи фронтовых бомбардировщиков уже новой структуры Воздушно-космических сил РФ уничтожили штаб и пункт управления боевиков запрещённого в России «Исламского государства» в провинции Алеппо вместе с их полевыми командирами.

Это был первый большой успех, приведший в итоге к существенному ослаблению позиций боевиков.

Наряду с Су-34 в небе Сирии прошли боевое крещение истребители Су-30М и Су-35С, предшественниками которых является тяжёлый истребитель Су-27. В ближайшее время эти машины до принятия на вооружение суперистребителя Су-57 составят основу фронтовой авиации ВКС РФ.

История этих машин началась ещё в 1980-е годы, однако события, связанные с распадом Советского Союза, вынудили приостановить их разработку. Лишь после стабилизации экономики в стране удалось завершить начатую работу.

Если Су-34 благодаря новейшей системе управления вооружением способен с высокой точностью поражать наземные объекты противника, то сверхманевренный самолёт Су-35С поколения 4++, являющийся вершиной эволюции Су-27, сегодня может успешно противостоять самым современным истребителям противника, включая F-22A и F-35, созданным с использованием технологий «стелс» как в ближнем, так и в дальнем воздушных боях.

Его высокоточные самонаводящиеся ракеты могут эффективно бороться с наземными и надводными целями. В книге ведущего историка авиации вы найдёте подробные сведения о создании и боевом применении этих выдающихся российских боевых машин.

Супергиганты Ан-124 Руслан и Ан-225 Мрия
Раздел: История

После того как турки сбили наш бомбардировщик, в Сирии был оперативно развернут зенитно-ракетный комплекс С-400, радикально изменивший соотношение сил.

Имелся лишь один способ сверхсрочно перебросить этот ЗРК за 2000 км
от России — на военно-транспортном самолёте-гиганте Ан-124 «Руслан». Созданный как наш ответ американскому С-5А «Гэлакси», «Руслан» побил все его рекорды, подняв груз в 170 тонн.

Изначально предназначавшийся для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и десантирования подразделений ВДВ с бронетехникой, Ан-124 прославился гражданскими перевозками сверхтяжёлых крупногабаритных грузов, будь то гигантские гидротурбины и насосы для ликвидации атомной аварии на «Фукусиме», мобильные электростанции для Крыма в разгар энергоблокады, сотни тонн оборудования для концертов группы Pink Floyd и Майкла Джексона или 52-тонная партия золота стоимостью 230 миллионов фунтов стерлингов для швейцарского банка.

Благодаря технологическому прорыву, достигнутому при производстве «Руслана», удалось создать и самый тяжёлый в мире грузовой самолёт Ан-225 «Мрия» с грузоподъёмностью в 250 тонн, который стал «звездой» голливудского блокбастера «2012».

Помните сцену, где при взгляде на этот шестимоторный супер-гигант у американцев перехватывает дыхание, а на их восторженное «вау!» наш соотечественник отвечает: «Он же русский!».

Ударные вертолёты России Ка-52 Аллигатор и Ми-28Н

«Havoc» («Опустошитель») — так спецы НАТО окрестили российский ударный вертолёт нового поколения Ми-28Н «Ночной охотник».

Принятый на вооружение в жесточайшей конкуренции с камовскими машинами Ка-50 «Чёрная акула» и Ка-52 «Аллигатор», этот вертолёт должен был заменить легендарный Ми-24 «Крокодил» и стать нашим ответом американскому «Апачу».

Почему после Афганской войны пришлось отказаться от концепции универсальной «летающей БМП» и вернуться к идее специализированного ударного вертолёта?

По чьей вине Ка-50 «попал в опалу» и благодаря кому было принято решение об ускорении работ над Ка-52? Как показала себя «Чёрная акула» на Чеченской войне, а «Ночной охотник» — в Сирии? Чей вертолёт лучше — Камова или Миля? И выдерживают ли «Аллигатор» и «Ночной охотник» сравнение с вероятным противником — американским AH-64D «Апач Лонгбоу» и южноафриканским CSH-2 «Руивалк»?

Чкалов. Взлет и падение великого пилота
Раздел: История

«Он был не менее знаменит, чем Юрий Гагарин, — и погиб в том же возрасте, не дожив до 35 лет.

Он стал национальным героем после легендарного трансполярного перелёта, его считали «гордостью СССР» и «любимцем Сталина», предпочитая не вспоминать, что ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ дважды побывал под судом и дважды увольнялся из вооружённых сил.

О нём снят классический советский фильм и новый телесериал — но до сих пор не было ни одной профессиональной биографии, если не считать апологетических воспоминаний его родных, соратников и друзей.

Эта книга — первая. Наперекор официозу и негласным табу, отделяя мифы от правды, а пропаганду от фактов, это исследование рисует подлинный портрет великого пилота — не «иконы», а живого человека, едва ли не самой противоречивой личности в истории отечественной авиации.

С одной стороны — гениальный летчик, постоянно находившийся в поиске революционных приёмов воздушного боя, новых методик испытания авиатехники.

С другой — не признающий никаких уставов и правил «воздушный хулиган», заплативший за недисциплинированность собственной жизнью и своим примером доказавший, что все авиационные наставления написаны кровью, а нарушение полётного задания может обернуться катастрофой...

Восстанавливая подлинную биографию Валерия Чкалова, от взлёта до падения, от рождения легенды до трагического финала, эта книга воздаёт должное прославленному летчику, чьё имя вписано в историю авиации золотом по граниту».

Як-2, Як-4 и другие ближние бомбардировщики Яковлева

Этот двухмоторный разведчик продемонстрировал на испытаниях скорость, невиданную даже для истребителей, — выше, чем у «Мессершмитта» Bf.109.

За этот самолет А.С. Яковлев был награждён орденом Ленина, автомобилем ЗИС и премией в 100 тысяч рублей.

Но, по отзывам летчиков, воевавших на Як-2 и Як-4, «самолёт этот с трудом можно было назвать боевым. Малая бомбовая нагрузка, ненадёжная работа пулемётов делали его малопригодным для боевых действий.

Дефекты, выявленные ещё перед войной, так и не устранили. Правда, он обладал высокой скоростью, позволявшей легко уходить от «мессеров», и довольно плохо горел в случае попадания вражеских снарядов. К концу 1941 года эти машины почти все были уничтожены...».

Почему же первый боевой самолет Яковлева стал главным провалом в карьере великого авиаконструктора? Верить ли обвинениям в «интриганстве» и «авантюризме», звучавшим в его адрес?

По чьей вине великолепный скоростной разведчик, которого так не хватало нашим войскам, превратился в неудачный ближний бомбардировщик? Почему откровенно «сырая» машина был поспешно запущена в серию? И как воевали первые «яки».

Эта книга не только отвечает на самые острые и спорные вопросы о Як-2/Як-4, но и даёт профессиональный анализ других ударных самолётов Яковлева — Як-6НББ, УТ-2МВ и Як-9Б.

Як-3. Истребитель «Победа»

На фронте Як-3 заслужил почётное прозвище «ПОБЕДА». Этот авиашедевр стал «венцом творения» прославленного ОКБ А.С. Яковлева.

Этот великолепный, сверхлёгкий, сверхманевренный, скоростной, простой в пилотировании самолёт по праву считается лучшим советским истребителем конца войны.

Приняв боевое крещение летом 1944 года, новый «Як» сразу стал любимой машиной «сталинских соколов», которые впервые получили самолёт, превосходивший «мессеры» и «фоккеры» по всем статьям.

По отзывам наших летчиков: «Як-3 — это шедевр! Мне бы его над Курской Дугой и Днепром — я бы немцам такое устроил!», «Чудо-машина! Мечта пилота!», «Наш Як-3 в наборе высоты «мессера» настигал, на вираже — настигал, в пикировании — настигал, а бил везде со страшной силой и наверняка!»

Высоко оценивали новый «Як» и немецкие асы, считавшие его более опасным противником, чем хвалёные британские «спитфайры» и американские «мустанги». Эта книга воздаёт должное легендарному истребителю, ставшему вершиной советского авиастроения Великой Отечественной войны и одним из символов Победы.

«Летающие суперкрепости» Б-29 и Ту-4. Ядерный ответ Сталина

Если какой самолёт Второй Мировой войны и заслуживал почётного титула «чудо-оружия», так это легендарная «Летающая Суперкрепость» — американский бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress, который в 1940-е гг. казался пришельцем из будущего: герметичная кабина экипажа, допускавшая полёт в стратосфере, огромная боевая нагрузка (до 9 тонн), мощнейшее оборонительное вооружение (12 крупнокалиберных пулемётов), феноменальные скорость (574 км/ч), дальность (6380 км) и высотность (более 12000 м) позволяли ему решать стратегические задачи, преодолевая любую ПВО противника и стирая с лица земли целые города.

Именно «Летающие крепости» сбросили первые атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки с очевидной целью не только поставить на колени Японию, но и продемонстрировать советскому руководству военное превосходство США.

И этот же самолёт стал ответом Сталина на американский вызов — полностью скопированный методом «обратной разборки» в ОКБ А.Н. Туполева и в рекордные сроки принятый на вооружение наших ВВС под обозначением Ту-4, он стал первым стратегическим бомбардировщиком, способным после взлёта с ледовых аэродромов Арктики и дозаправки в воздухе нанести ответный ядерный удар по Америке.

В книге ведущего историка авиации вы найдёте исчерпывающую информацию о «Летающих Суперкрепостях» Рузвельта и Сталина — об их создании, производстве и боевом применении.

«Стратосферные крепости» Б-52, М-4 и Ту-95

Едва закончилась Вторая Мировая война, как СССР был втянут в новое противостояние с Западом.

Борьба за стратегическое господство в воздухе требовала скорейшего перевооружения ВВС на реактивную технику и создания межконтинентального самолёта, способного нести ядерное оружие.

Первенство здесь захватили американцы, запустив в серию «Стратосферную крепость» Б-52.

Советский Союз ответил разработкой сразу двух типов стратегических бомбардировщиков — турбореактивного М-4 конструкции В.М. Мясищева и турбовинтового Ту-95, спроектированного в ОКБ А.Н. Туполева.

Первый отличатся большей скоростью, второй — дальностью. В итоге выбор был сделан в пользу «самого экономичного» Ту-95 (хотя мясищевская машина ни в чём не уступала хвалёному Б-52).

Дальнейший опыт показал ошибочность этого решения — после закрытия ОКБ Мясищева и утилизации его «стратосферных крепостей» М-4 и ЗМ в соответствии с договором об ограничении наступательных вооружений, мы остались с морально устаревшими Ту-95МС и полутора десятками пока ещё непревзойдённых Ту-160 против всей американской мощи, проиграв битву за стратегическое господство в воздухе.

Книга ведущего историка авиации восстанавливает ход этого грандиозного противостояния, продолжавшегося без малого полвека, в котором решались судьбы мира.

Добавить отзыв
Авторы сайта
Владимир Никонов & Георгий Ефимов
Библиотека «Куб»
Поддержать проектПодписаться